"Хаббл" обнаружил черную дыру средней массы

"Хаббл" обнаружил черную дыру средней массы Черная дыра располагается в плотном кластере на окраине галактики © NASA
Масса черной дыры больше массы Солнца в 50 тысяч раз.

Ученые с помощью телескопа "Хаббл" обнаружили наиболее вероятного кандидата в черные дыры средней массы. Как сообщает NASA, подобные объекты считаются "потерянным звеном" эволюции черных дыр.

Ученые отмечают, что ранее уже были найдены кандидаты в черные дыры средней массы. Новый объект является наиболее близким к тому, чтобы его действительно можно было отнести к таким объектам.

Черный дыры средней массы гораздо меньше сверхмассивных черных дыр массой в миллионы и миллиарды масс Солнца, которая располагаются в центрах галактик, но гораздо больше тех, которые образовались в результате взрыва массивной звезды.

Команда астрофизиков из Университета Нового Гэмпшира Дачэн Линя работала с данным из архивов наблюдений рентгеновских телескопов XMM-Newton и Chandra. В 2006 году они зафиксировали мощную рентгеновскую вспышку, но ученые не могли с точностью сказать, исходила она из нашей галактики или же появилась за ее пределами. Исследователи предположили, что вспышка стала результатом поглощения звезды черной дырой.

К своему удивлению, они поняли, что источник рентгеновского излучения 3XMM J215022.4−055108 находился не в центре галактики, где обычно располагаются черные дыры. Тогда ученые предположили, что это может быть черная дыра средней массы. Но было и другое объяснение: вспышку могла породить нейтронная звезда.

Наблюдения, проведенные "Хабблом", позволили выяснить, что источник находился в плотном звездном кластере на окраинах другой галактики – как раз там, где исследователи предполагают существование черных дыр средней массы.

Предыдущие исследования показали, что масса сверхмассивной черной дыры связана с массой балджа галактики – чем она больше, тем массивнее черная дыра. Ученые считают, что кластер, в котором располагается 3XMM J215022.4−055108, может быть разрушенным ядром небольшой галактики, которую поглотила ее большая соседка.

Ранее ученые из Национальной астрономической обсерватории Японии (NAOJ) заявили о том, что планеты могут формироваться не только вокруг звезд. По их мнению, вокруг сверхмассивных черных дыр могут появляться целые системы, состоящие из тысяч миров.