Сегодня, 8 августа в 13:13 дня по киевскому времени, со стартовой площадки SLC-41 базы ВВС США на мысе Канаверал планируется запуск ракеты Atlas V: она должна вывести на орбиту дорогостоящий военный спутник связи AEHF-5.
Стартовое окно - два часа. У команды возникли определенные проблемы с техникой, но запуск пока не перенесено.
В штате Флорида в это время будет ранее утро, зрелище при условии хорошей погоды должно быть ярким.
Созвездие спутников AEHF (Advanced Extremely High Frequency) призвано обеспечить защищенным по военному стандарту связью войска США, Британии, Канады и Нидерландов. Система будет считаться завершенной, когда в космосе одновременно окажется шесть таких аппаратов: тогда сигналами будет покрыт пояс планеты между 65-ми параллелями северной и южной широты.
AEHF на платформе A2100M обратно совместимы и постепенно заменят в космосе устаревшие аппараты Milstar. Данные они будут передавать на миллиметровых волнах частоте 44 ГГц, а получать - на сантиметровых (20 ГГц).
Инженеры утверждают, что AEHF - высокоскоростная и резистентная к взлома и глушения система.
Спутники разработаны и создаются компанией американского ОПК Lockheed Martin. Годы запуска четырех аппаратов - 2010 2012, 2013 и 2018 й. Шестой и последний планируется к запуску в 2020 году.
AEHF-5 стартовой массой 6168 кг и стоимостью около $ 1,1 млрд в момент отделения от разгонного блока будет вращаться по орбите со следующими параметрами: апогей - 35 299 км, перигей - 14 435 км, наклонение - 9,95 градусов, аргумент перигея - 180 градусов.
Чтобы добраться до пункта назначения у Земли (примерно 100 суток), а также для корректировки траектории во время работы, на AEHF установлен японский гідразіновий двигатель BT-4 и четыре американских ионных двигателя XR-5, которые функционируют на эффекте Холла. До момента, когда спутник достигнет плановой позиции, он "похудеет" до 4080 кг.
Аппарат выйдет на геосинхронну орбиту (период вращения равен периоду вращения Земли, то есть около 24 ч), где должен будет оставаться не меньше 14 лет. Работу его систем обеспечат две пятісегментние солнечные панели, которые суммарно могут питать 14 среднестатистический американских домовладений.
United Launch Alliance объявила, что перед тем, как вынимать в космосе AEHF-5 будет осуществлен отделения экспериментального кубсата формата 12U, который используют для проверки технологий отслеживание орбитального мусора. Этот кубсат закрепят на второй ступени Centaur следующим образом.
Atlas V - двухступенчатая одноразовая ракета. Сначала проводилась Lockheed Martin, сейчас - в Денвере, штат Колорадо, альянсом ULA (Lockheed Martin + Boeing). Конфигурируется носитель в части габаритов головного обтекателя и числа "боковушек". Стоимость запуска - от $ 110 до $ 235 млн. Это одна из самых надежных ракет: неудачных запусков не было.
Длина - 58,3 м, диаметр - 3,81 м, стартовая масса - от 334 до 547 тонн. Способна выводить на НОО до 18,8 т, на ГПО - почти 9 т.Это будет 10-й запуск Atlas V в ее самой тяжелой конфигурации - 551, и 80-й юбилейный старт за историю носителя в целом. Номер конфигурации обозначает основные характеристики этой ракеты. Первая цифра - диаметр головного обтекателя: "5" - 5,4 м. Вторая цифра соответствует количеству боковых ускорителей - от 0 до 5, третья - число двигателей второй степени: 1 или 2.
Маршевая ступень ракеты содержит двигатель РД-180 российского Энергомаш: он работает на керосине с жидким кислородом. Америка откажется от РД-180 в 2022 году.Твердотопливные бустеры Aerojet по бокам вот ступени выгорают за 1,5 минуты, после чего отделяются и падают в океан. Вторая ступень Centaur использует тягу двигателя RL-10C-1 на жидких водороде и кислороде.
пресс-служба United Launch Alliance