Участники американского многолетнего Фрамингемского исследования сердца, которые достигли более высоких уровней образования, как правило, медленнее старели и прожили более долгую жизнь по сравнению с теми, кто учился меньше, свидетельствуют результаты анализа, проведенного учеными из Колумбийского университета.
Авторы исследования, опубликованного в медицинском журнале JAMA Network Open, утверждают, что они первыми связали образовательную мобильность с темпами биологического старения и смертности.
"Мы давно знаем, что люди с более высоким уровнем образования, как правило, живут дольше. Но существует множество проблем, связанных с выяснением того, как это происходит, и, что особенно важно, будут ли меры по повышению уровня образования способствовать здоровому долголетию", – говорит Дэниел Бельски, доцент кафедры эпидемиологии Колумбийской школы Мейлмана и Центра старения.
Анализ проводился на данных 14,106 участников Фрамингемского исследования сердца в трех поколениях. Чтобы измерить темпы старения, исследователи использовали эпигенетические часы DunedinPACE. Результаты показали, что два года дополнительного образования в учебном заведении снижают темпы старения на два-три процента. Такое замедление темпов старения соответствует примерно 10-процентному снижению риска смертности, согласно предыдущему анализу в рамках Фрамингемского исследования сердца.
Как ранее писало издание The Economist, если новейшие разработки в области продления жизни оправдают себя, продолжительность жизни на уровне 100 лет скоро может стать нормой, а “дожить до 120” – превратится в адекватное стремление.