Британские ученые доказали, что зубы появились не раньше челюстей

16 октября, 2013, 22:54 Распечатать
Отправить

Ученые из Бристольского университета доказали, что гипотеза появления зубов из кожи у позвоночных неверна.

Британские ученые доказали, что зубы появились не раньше челюстей
Зубы у позвоночных появились во рту только после возникновения челюстей © DJE MURDOCK

Британские ученые опровергли общепризнанную ранее гипотезу, что зубы у позвоночных появились раньше, чем челюсти, как это было у конодонтов, древних "угрей", говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Бесчелюстные, к которым относятся похожие на угрей конодонты, являются одним из самых архаичных классов позвоночных, к ним принадлежат, в частности, современные миноги. Конодонты вымерли примерно 200 миллионов лет назад, и микроскопические зубовидные окаменелости, обнаруженные у них ученые считали гомологами зубов, то есть сходными с ними по составу, строению и свойствам.

В 1983 году эти зубовидные окаменелости начали сравнивать с одонтодами - кожными чешуйками, которые есть, к примеру, у акул и скатов, и в результате этого сравнения появилась теория "изнутри наружу", согласно которой предшественники зубов возникли раньше челюстей - на тканях глотки, откуда они постепенно "переехали" наружу.

С помощью созданной ими модели ученые показали этапы роста "зуба" параконодонта и его структуру

Филип Донахью из Бристольского университета и его коллеги смогли опровергнуть это представление: они доказали, что сходство между конодонтовыми элементами и зубами - результат конвергенции, формирования у животных разных групп сходных признаков, а гипотеза появления зубов из кожи у позвоночных неверна - при этом один из авторов статьи являлся приверженцем этой теории.

Исследователи с помощью синхротронной рентгеновской микроскопии изучили эти окаменелости, и на основе анализа структур построили модели их роста, чтобы понять, как на самом деле они появились. В результате они отвергли возможность того, что одонтоды и зубы у позвоночных появились таким же образом, как своеобразные "зубы" у конодонтов - хотя они по строению и свойствам очень похожи.

Ученые полагают, что бытовавшая раньше гипотеза должна быть "вывернута наизнанку" - вместо теории появления зубов "изнутри наружу" они предлагают обратную: по их мнению, дентин, то есть твердая ткань зуба, появился сначала снаружи тела живого организма, а затем уже - во рту, как только у позвоночных появились челюсти. !zn