Астрономы зафиксировали необычную вспышку в далекой галактике

Астрономы зафиксировали необычную вспышку в далекой галактике Загадочный объект располагается на расстоянии 200 миллионов световых лет от Земли © Naked Science
Объект располагается на расстоянии 200 миллионов световых лет от Земли.

Астрономы зафиксировали необычную вспышку в галактике, которая располагается на расстоянии 200 миллионов световых лет от Земли. Отмечается, что вспышка могла быть сверхновой, но набрала полную силу всего за несколько дней и оказалась на порядок ярче сверхновой. О своих наблюдениях Стивен Смартт из университета Квинс в Белфасте и его коллеги рассказали в Astronomer's Telegram, а подробнее о находке пишет The Washington Post.

Вспышка получила название AT2018cow. "Я никогда не видел ничего подобного в локальной Вселенной", -признался Смартт. Исследователь подчеркнул, что обычно взрывам сверхновых необходимо несколько недель для того, чтобы достичь пика своей яркости. AT2018cow же всего за три дня стал в 10 раз ярче, чем обычная сверхновая. Необычное поведение объекта привлекло внимание астрономов со всего мира и всего через несколько недель после взрыва за ним начали наблюдать десятки команд ученых.

Изначально Смартт предполагал, что источник взрыва располагается в Млечном Пути. Но наблюдения других астрономов позволили установить, что он находится в галактике CGCG 137-068 из созвездия Геркулеса. По мнению исследователей, подобный взрыв мог создать детектируемые гравитационные волны, однако детекторы LIGO сейчас проходят модернизацию, а других подходящих "гравитационных обсерваторий" пока нет.

Вместе с тем, ученые использовали все возможные инструменты для наблюдений. Эта работа показала, что AT2018cow исключительно ярок во всех диапазонах, от радиоволн до рентгена, и спектр его не содержит линий поглощения, характерных для взрывов сверхновых, - по словам Стивена Смартта, он "удивительно гладкий". Пока что особенности AT2018cow не позволяют связать его ни с одним известным явлением или объектом. Тем временем яркость его начала снижаться.

По некоторым признакам объект можно отнести к сверхновым типа Ic, спектры которых отличаются дефицитом водорода, кремния и гелия, - далеким взрывам массивных звезд, проэволюционировавших до последних шагов своего существования. Кроме того, выраженный сигнал в радио- и рентгеновских волнах может свидетельствовать о том, что взрыв сопровождался появлением мощного джета частиц, разогнанных до околосветовых скоростей.

Ранее сообщалось о том, что ученые обнаружили самую яркую сверхновую звезду во Вселенной. ASASSN-15lh в два раза ярче зафиксированного ранее максимума для сверхновых, в тысячи раз ярче "нормальных" суперновых и в 50 раз ярче нашей галактики Млечный Путь.