Астрономы зафиксировали источник нейтрино сверхвысоких энергий

Астрономы зафиксировали источник нейтрино сверхвысоких энергий Источником нейтрино высоких энергий оказался блазар
Источником нейтрино оказался блазар.

Астрономам удалось обнаружить источник нейтрино сверхвысоких энергий, которые были зафиксированы обсерваторией IceCube несколько лет назад. Как сообщает N+1, наблюдения в гамма-диапазоне и анализ архивных данных позволил сделать вывод о том, что источником частиц высоких энергий стал блазар – активное ядро галактики, чей свет шел до Земли несколько миллиардов лет.

Как подчеркивает издание, этот результат означает новый этап развития многоканальной астрономии и подтверждает идею, что блазары - источники космических лучей высоких энергий. По мнению ученых, нейтрино высоких энергий рождаются в результате распада мезонов, образующихся в космических "ускорителях" или вблизи них, когда космические лучи взаимодействуют с атомными ядрами и фотонами. Благодаря тому, что нейтрино очень легкие, не имеют заряда и взаимодействуют с веществом только на очень малых, субатомных расстояниях, ученые получают возможность по энергетическому спектру зарегистрированных частиц и по направлению их прилета определить, какие процессы происходят в том или ином далеком астрофизическом объекте.

Ранее астрономы знали о существовании двух точно идентифицированных источников астрофизических нейтрино: Солнце и сверхновая 1987А, вспыхнувшая в соседней с нами галактике Большое Магелланово Облако. Однако зарегистрированные от них нейтрино обладают энергиями в миллионы раз ниже, чем наблюдаемый диффузный поток нейтрино высоких энергий, поэтому природа механизмов генерации космических нейтрино высоких энергий и поиска их источников по-прежнему остается открытым.

В сентябре 2017 года автоматическая система детектора IceCube зафиксировала событие IceCube-170922A, которое представляло собой мюонную "дорожку", образовавшуюся в ходе взаимодействия нейтрино высоких энергий со льдом. А уже в через неделю команда обсерватории "Ферми" сообщила, что определенное направление прилета зарегистрированных нейтрино со средней энергией 290 ТэВ соответствовало известному источнику гамма-лучей в состоянии повышенной активности.

Источником оказался блазар TXS 0506 + 056, являющийся активной галактикой и расположенной недалеко от левого плеча созвездия Ориона. Свет от источника добирался до Земли четыре миллиарда лет. В дальнейшем вспышку гамма-излучения из этого источника подтвердили наземные черенковские телескопы, наблюдения с помощью которых подтвердили повышенную активность источника на всех длинах волн.

В 2016 году детекторы LIGO зафиксировали сигнал гравитационных волн. Они были порождены парой сливающихся черных дыр, чьи массы в 29 и 36 раз превышали солнечную, на расстоянии в 1,3 миллиарда световых лет от Земли. За доли секунды примерно три солнечных массы превратились в гравитационные волны, максимальная мощность излучения которых была примерно в 50 раз больше, чем от всей видимой Вселенной.