Астрономы раскрыли тайну "огненных торнадо" на Солнце

Астрономы раскрыли тайну "огненных торнадо" на Солнце Ученые рассказали об "огненных торнадо" на Солнце © NASA
Торнадо стоят на месте, а не вращаются.

Ученые заявили о том, что огненные торнадо, которые были открыты на Солнце пять лет назад, не вращаются, как аналогичные структуры на Земле, а стоят на месте. Свои выводы исследователи озвучили на Европейской неделе астрономии и науки в британском Ливерпуле.

Высокая температура короны, самого верхнего слоя солнечной атмосферы, до сих пор остается загадкой для астрофизиков. Нижележащие слои Солнца - хромосфера и фотосфера - разогреты до температуры десять тысяч градусов Кельвина. В пограничном слое между короной и фотосферой толщиной в несколько километров эта температура увеличивается в сотни тысяч раз и достигает миллионов градусов Кельвина.

Полноценного объяснения этого феномена, не вызывающего сомнений у большинства ученых, пока не существует. Многие астрономы считают, что атмосфера Солнца разогревается мощными выбросами плазмы и вспышками, периодически происходящими на его поверхности в тех точках, где возникают протуберанцы и их младшие "сестры" - спикулы, однако однозначных свидетельств этого так и не было найдено.

Первые намеки на то, каким образом происходит разогрев короны, были обнаружены в 2012 году камерами зонд SDO. Тогда исследователи обнаружили несколько гигантских магнитных структур, похожих по форме на торнадо. Эти огненные вихри, в которых материя двигалась со скоростью 300 тысяч километров в час, не стояли на месте, а "гуляли" по поверхности светила, поднимая материю из его недр в короносферу по спиральной траектории.

Это движение, напоминавшее то, как воздух движется внутри земных ураганов, ученые чуть позже посчитали одним из основных механизмов разогрева и разгона материи короны Солнца, с чем, однако, были не согласны многие другие астрофизики. Ученые нашли первые доказательства того, что это действительно не так, создав первую трехмерную карту этих плазменных "торнадо".

Измеряя силу эффекта Доплера в разных частях солнечных "торнадо", ученые неожиданно обнаружили, что они выглядят совсем не так, как они себе их представляли по снимкам с SDO. Оказалось, что раскаленная плазма движется в них не вверх по спирали, а по кругу, фактически оставаясь на одной и той же высоте относительно поверхности светила.

Подобная манера движения плазмы, как объясняют астрофизики, говорит о том, что эти структуры похожи по своей реальной форме не на торнадо, а на толстые нитки или "волосы", ничем не отличающиеся по устройству от обычных протуберанцев. Иными словами, никаких торнадо на Солнце нет, и они не могут участвовать в разогреве короны.

Напомним, 6 сентября на Солнце была зарегистрирована мощнейшая за 12 лет вспышка.