Астрономы открыли "бессмертную" сверхновую

9 ноября, 2017, 13:04 Распечатать

Сверхновая взрывалась несколько раз, но продолжает оставаться звездой.

Впервые сверхновая взорвалась еще в 1954 году © NASA

Астрономы обнаружили сверхновую звезду, взрывы которой повторяются снова и снова. О своем открытии исследователи сообщили в журнале Nature.

Сверхновая iPTF14hls была открыта на Palomar Transient Factory в 2014 году и выглядела совершенно не примечательной, но через несколько месяцев ученые из обсерватории Las Cumbres заметили, что яркость ее после некоторого спада снова растет. Это оказалось крайне необычным, и большая международная группа астрономов во главе с Иаиром Аркави использовала данные обсерватории Keck.

Спектральные линии iPTF14hls содержали линии водорода, указывая на сверхновую II класса. Однако вместо того чтобы вспыхнуть невероятно ярко и в течение примерно полугода погаснуть, она, видимо, взрывается снова и снова – ученые с удивлением заметили череду из пяти необычайно интенсивных вспышек, так что светимость окончательно стала падать лишь через два года.

Исследователи провели спектральные наблюдения галактики, в которой располагается сверхновая, и изучили архивные снимки, установив, что впервые вспышку можно было заметить еще в 1954 году. Оказалось, что звезда каким-то образом пережила тот взрыв и снова вспыхнула в 2014 году.

По расчетам ученых, звезда примерно в 50 раз тяжелее Солнца и, предположительно, является самой тяжелой из всех, чьи взрывы удавалось наблюдать ученым. По мнению исследователей, именно большие размеры звезды делают ее поведение таким необычным.