Астрономы обнаружили самую яркую "новую" звезду

Астрономы обнаружили самую яркую "новую" звезду Яркость звезды возросла в 25 раз © spacetelescope.org
Яркость звезды выросла в 25 раз.

Международная группа ученых обнаружила в галактике Малое Магелланово облако необычную яркую звезду, чья яркость возросла в 25 раз после термоядерного взрыва на ее поверхности. О своей находке исследователи сообщили в журнале MNRAS.

Расстояние до Малого Магелланова облака составляет 200 тысяч световых лет, что делает его удобной "площадкой" для наблюдений за относительно редкими явлениями, такими как вспышки сверхновых и новых звезд, так как здесь наблюдениям за ними не мешает толстая "шуба" из пыли, скрывающая центр Млечного Пути и не позволяющая узнать положение таких светил.

Точное расстояние до той точки, где вспыхнула новая звезда, крайне важно по той причине, что оно необходимо для вычисления ее "старой" яркости и того, насколько сильно она выросла во время "самоподрыва" материи.

В октябре прошлого года орбитальная рентгеновская обсерватория "Свифт" зафиксировала вспышку в Малом Магеллановом облаке, SMCN 2016-10a. Позже ученые начали следить за ней при помощи разных оптических, радио- и рентгеновских телескопов, что позволило вычислить все ключевые свойства ее прародителей и понять, что произошло во время вспышки.

К примеру, до вспышки звезда, породившая новую SMCN 2016-10a, была вполне заурядным и невидимым для глаза объектом 20 звездной величины, однако в первые же часы после начала вспышки ее яркость выросла в 25 раз и она оставалась такой на протяжении примерно четырех дней. В результате этого эта звезда стала более заметной на ночном небе, чем Плутон и многие другие карликовые планеты Солнечной системы.

Ранее ученые смогли заметить процесс формирования звезды-сверхгиганта. Международная группа астрономов под руководством Катарины Джонсон из Линдского университета пронаблюдала огромный газопылевой диск, который вращается вокруг молодой звезды в созвездии Центавра. Диаметр объекта в две тысячи раз превышает расстояние от Земли до Солнца, а масса центральной звезды превышает солнечную в 25 раз. Находка может стать подтверждением гипотезы о механизме возникновения сверхмассивных звезд путем постепенного поглощения вещества быстровращающихся аккреционных дисков.