Астрономы обнаружили "планету-комету"

26 июня, 2015, 07:22 Распечатать

Исследователи еще ни разу не наблюдали "хвоста" у планеты таких масштабов.

Глизе 436 b расположена на расстоянии 33 световых лет от Земли © warwick.ac.uk

Группа астрономов из Университета Женевы обнаружила кометный хвост у планеты Глизе 436 b, которая расположена на расстоянии 33 световых лет от Земли.

Ученые проанализировали длину волн, на которых транзит Глизе 436 b больше всего поглощал свет ее звезды и доказали, что они соответствуют тем, что эффективно поглощаются атомами водорода. По данным спектрографии скорость этих атомов составляла 40-120 км/с, в то время как для покидания атмосферы планеты достаточно превысить ее вторую космическую скорость (для Глизе 436 b – 26 км/с).

Проще говоря, излучение красного карлика этой системы вынуждает планету-гиганта терять необычайно большое количество водорода, который покидает ее атмосферу. Поток атомов водорода несимметричен и по мере транзита меняет свою ориентацию относительно земного наблюдателя. Излучение звезды "выдавливает" его во внешние области этой системы, образуя огромный "кометный хвост", который тянется за Глизе 436 b.

Как говорят астрономы, аналогичная интенсивная потеря легких газов была характерна в прошлом для Земли и Марса, а также многих экзопланет. Однако ученые еще ни разу не наблюдали "хвоста" у планеты таких масштабов.