Астрономы обнаружили "галактический фонтан"

07 ноября, 2018, 17:56 Распечатать
Отправить

Фонтан молекулярного газа питается энергией черной дыры.

Астрономы обнаружили "галактический фонтан"
Ученые зафиксировали "фонтан" из холодного и горячего газа © eso.org

Астрономы с помощью наблюдений, проведенных на телескопе ALMA, и данных, полученных спектрографом Muse Очень большого телескопа, обнаружили огромный фонтан молекулярного газа, который подпитывается энергией сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре самой яркой галактики кластера Abell 2597, сообщается на сайте Европейской южной обсерватории.

Структура располагается на расстоянии одного миллиарда световых лет от Земли. Наблюдения показывают, что сверхмассивная черная дыра в центре далекой галактики выбрасывает в пространство мощную струю холодного молекулярного газа, который затем выпадает обратно на черную дыру в виде межгалактического "ливня".

Как подчеркивают исследователи, одновременный приток и отток вещества в форме масштабного "фонтана" наблюдается впервые. "Возможно, это первая звездная система, в которой мы нашли ясные свидетельства как притока холодного молекулярного газа к черной дыре, так и его оттока или выброса в виде джетов, истекающих из окрестности черной дыры", - заявил один из авторов исследования Грант Тремблей.

Ученые установили, что холодные молекулы с температурой до минус 250–260°C, падают по направлению к черной дыре. Кроме того, исследователи проследили также движения более теплого газа, который выбрасывается из области черной дыры в форме джетов – струйных выбросов.

Ранее ученые изучили новые данные рентгеновской обсерватории "Чандра" и обнаружили кольцо ярких источников рентгеновского излучения в галактике, которая располагается на расстоянии 300 миллионов световых лет от Земли.

Подготовил/ла : Фаина Ваулина