Археологи обнаружили древнейшую хлебопечку

Археологи обнаружили древнейшую хлебопечку На каменной печи сохранились остатки пищи © Naked Science
Люди готовили простой хлеб еще до перехода к сельскому хозяйству.

Археологи из Университетского колледжа Лондона и Копенгагенского университета обнаружили в Иордании печь, которая свидетельствует о том, что люди начали выпекать хлеб еще за четыре тысячи лет до перехода к сельскому хозяйству. Как сообщает Naked science, исследователям удалось обнаружить обожженные камни древней печи, на которых остались следы съедобных растений.

В ходе исследования ученые изучили стоянку Шубайка 1 на севере Иордании. Артефакты, которые были найдены в этом регионе, относят к натуфийской культуре, представители которой еще не знали сельского хозяйства. Жившие на стоянке люди занимались охотой, рыбалкой и собирательством. Кроме того, они собирали и хранили местные злаки и уже могли печь хлеб.

По мнению исследователей, люди оставили место своего обитания в спешке: на каменной печи сохранились остатки пищи, которая готовилась на двух жаровнях. Археологи обратили внимание на то, что эти остатки были не обычными обожженными листьями или семенами, а, скорее, напоминали сгоревшие мучные крошки и пыль, которые обычно скапливаются на дне кухонного тостера. С той только разницей, что датированы они возрастом 14,4 - 4 тысяч лет до появления в регионе сельского хозяйства.

Обгоревшие фрагменты были тщательно рассмотрены под электронным микроскопом, и авторы решили, что как минимум 24 из них - остатки простого бездрожжевого хлеба, похожего на восточную питу. Структура замеченных в нем растительных клеток близка к злакам: пшенице, ржи, просу, овсу - хотя сохранность их, конечно, не позволяет в точности идентифицировать использованные натуфийцами растения.

Ранее сообщалось о том, что ученые обнаружили самую древнюю сказку. По мнению исследователей, самая старая сказка в мире берет свое начало еще в Бронзовом веке, и сейчас ей около шести тысяч лет.