Желтоватая жидкость с весьма неприятным запахом, которую выделяют пищевые отходы, можно превратить в полноценное авиационное топливо. Технологию такого превращения разработал стартап Дерека Вардона, американского химика, проработавшего большую часть последнего десятилетия в Национальной лаборатории возобновляемых источников энергии (NREL), пишет Science.
И это весьма актуально в условиях резкого потепления климата и нарастающих проблем с ископаемым топливом.
Самолеты — самый настоящие убийцы климата. Перелет из Нью-Йорка в Лондон и обратно это почти тонна углекислого газа (CO2 ) на каждого пассажира, что больше, чем житель Бурунди или Никарагуа выбрасывает в атмосферу за год. Ежегодно самолеты выбрасывают около 920 миллионов тонн CO 2 , что составляет примерно 3,5% всех выбросов парниковых газов в мире.
Природные механизмы аккумулируют излишки энергии в виде каменного угля, нефти, природного газа под землей и гидратов на дне морей и океанов. И это именно для того, чтобы защитить Землю от перегрева. Люди взломали природные сейфы и высвобождают излишки энергии, спрятанные в них миллионы лет назад. Именно этим опасно ископаемое топливо - мы берем то, чего брать нельзя. А возобновляемые источники энергии, даже если мы их сжигаем, не увеличивают количество углекислоты в атмосфере, которая вновь аккумулируются растениями - естественный баланс соблюдается.
Дерек Вардон уверен, что созданная им технология поможет снизить потребление ископаемого топлива. Желтоватая жидкость с неприятным запахом, выделяемая пищевыми отходами, представляет собой набор коротких цепочечных молекул, называемых летучими жирными кислотами (ЛЖК).
В процессе, разработанном им и его коллегами, ЛЖК возгоняютя и проходят сквозь слой гранул оксида циркония, который связывает ЛЖК в более длинные цепи, называемые кетонами. Изначально зловонная жижа превращается в сладко пахнущую прозрачную жидкость. Затем кетоны направляются в другой реактор, где платиновые гранулы связывают их вместе и отделяют атомы кислорода. В результате получается керосин - топливо для реактивных двигателей.
Дерек Вардон уверен, что процесс превращения пищи в топливо осуществит надежду на резкое сокращение выбросов парниковых газов от ископаемого топлива в атмосферу. В марте 2021 года он и его коллеги подробно описали технологию в Proceedings of the National Academy of Sciences вместе с расчетами, показывающими, что полученное реактивное топливо может быть почти таким же дешевым, как версия на нефтяной основе.
В октябре 2021 года Вардон оставил академическую науку и стал главным техническим директором Alder Fuels, стартапа, стремящегося производить экологичное авиационное топливо (SAF). Компания Alder использует также и другой процесс производства SAF – преобразование в топливо для реактивных двигателей древесных отходов.
Осенью 2021 года компания United Airlines обязалась купить 5,7 миллиарда литров SAF у Alder, что на тот момент стало крупнейшей сделкой в сфере авиации. И Алдер не одинок. За последние годы в США, Китае, Японии, Сингапуре, Индии, Финляндии, Швеции, Австрии и Канаде образовалось более десятка стартапов по производству SAF.
Человечество всерьез хочет возродить табу, наложенное природой на использование ископаемых источников энергии. А сейчас это еще и вопрос глобальной политики, поскольку один из крупных поставщиков углеводородов на мировой рынок – Россия – решил с помощью энергетического шантажа и открытой военной агрессии против Украины перекроить карту мира и мировой порядок, построенный на демократии.