Стартапы, вперед, или Кремниевая долина: взгляд изнутри

27 декабря, 2012, 14:39 Распечатать Выпуск №49, 27 декабря-11 января

Cказка о Золушке, рожденная в Силиконовой долине, стала реальностью, позволив умным, энергичным, инициативным, не боящимся борьбы и конкуренции людям добиваться успеха, рассчитывая только на собственные силы.

© busmanagement.com

Примечательным событием уходящего года стал первый фестиваль инновационных проектов "Sikorsky Challenge", проходивший на базе Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт". Недавно состоялся его финал, и непредвзятое международное жюри определило победителей. Фестиваль проводился при сотрудничестве представителей ведущих мировых высокотехнологических компаний, в частности из Кремниевой долины. 

Авторы этой публикации — бывшие выпускники КПИ (Ю.Наумчук и Т.Померанцева) и Киевского отделения МФТИ (С.Критов). "Получив хорошее образование, и не видя перспектив на Родине, мы в начале независимости Украины эмигрировали в США. Пройдя трудный путь "вживания" в американское общество, мы стали на ноги, создали свои компании и достигли стабильности в Силиконовой долине. В настоящее время мы пытаемся перенести наш опыт в Украину и создать здесь Hi-Tech бизнес. Читая различные заметки и статьи о Силиконовой долине в украинской прессе, мы с удивлением отмечаем многочисленные неточности, искажения фактов, а порой и "легенды". В своем материале мы отражаем те реалии, с которыми столкнулись в Силиконовой долине, и свое понимание этого интереснейшего уголка мира, как его жители и непосредственные участники инновационных процессов, составляющих основную суть Долины", — отметили они в предисловии. 

На сегодняшний день топоним "Кремниевая долина" (или, как принято в обиходе, Силиконовая) стал синонимом успеха. Это место в американской Калифорнии превратилось в мекку для всех, кто активно ищет реализации своих возможностей. Именно здесь, как в котле, бурлит жизнь, переплавляя собранную со всего мира руду новых идей и предпринимательства в драгоценные продукты и услуги, которые при соответствующей огранке становятся достоянием человечества, продвигая его прогресс.

Здесь, как когда-то на Клондайке, каждый, начиная с юных QA (тестировщиков программ) и заканчивая людьми, которые, казалось, уже всего достигли в жизни, стремится найти свою золотую жилу. Здесь царит дух неограниченных возможностей, демократии, лояльности, сопричастности. Ибо каждый новоприбывший со светящимися глазами найдет себе место в Силиконовой долине. А если он еще и придумал что-то новое, уникальное и не боится рисковать и проигрывать, то он на правильном пути, чтобы стать self-made миллионером, т. е. одним из тех, кто заработал миллионы, опираясь лишь на собственный ум, интеллект и удачу.

Немного истории

До недавнего времени в Соединенных Штатах человек, стремящийся достичь успеха, влияния, должен был закончить один из университетов, входящих в Ivy League (Лигу плюща). Желательно Гарвард или Йель, из технических — Массачусетский технологический институт (МІТ). То есть, чтобы человека всерьез воспринимали в бизнесе, политике или других областях, он должен быть продуктом востока страны, ибо все крупные и влиятельные игроки на финансовых и политических рынках Америки принадлежали к так называемому клубу Old Boys.

Калифорния не входила в высшую лигу, может быть, потому, что "золотой штат" ассоциировался с романтичными голливудскими историями, с погодой, больше подходящей для пляжных нарядов, нежели для строгих официальных костюмов, а может быть, еще и потому, что бывшую территорию Мексики просто не воспринимали как серьезный регион в мировом технологическом бизнесе.

Как же все-таки случилось, что Valley of Heart's Delight, расположенная между Сан-Франциско и Сан-Хосе, еще недавно известная разве что своими апельсиновыми и персиковыми садами, вином, рыбой и устрицами, вдруг стала магнитом для изобретателей и инвесторов со всего мира, регионом с одним из наибольших в мире количеством self-made миллионеров, с компаниями, завоевавшими рынки всего мира?

Конечно, Долина сердечной отрады могла бы никогда не стать Силиконовой долиной, если бы не беспокойный профессор Стэнфорда Фредерик Терман (Frederick Terman). Он и сам никогда не оказался бы в Стэнфорде, если бы не диагноз туберкулез, поставленный ему, когда он собирался стать доцентом Кембриджа после докторантуры в MIT. Врачи настоятельно рекомендовали Фредерику Терману пожить в Калифорнии. Со временем состояние его здоровья улучшилось, и он начал работать в Стэнфорде. Позже он возглавил электротехнический факультет, который стал лучшим в стране, подал 36 патентов, был избран президентом Institute of Radio Engineers (IRE, нынешнее название — Институт инженеров по электротехнике и электронике, IEEE). Фредерик Терман стал первым ученым на территории западнее Питсбурга, удостоенным такой чести.

После Второй мировой войны Стэнфордский университет, несмотря на его растущую репутацию, все еще воспринимался как университет для среднего класса. И даже самые любимые студенты Фредерика Термана, такие, как Билл Хюлетт и Дэвид Пэкард, покинули Стэндфорд ради Массачусетского технологического института и General Electric.

В послевоенное время, время спада экономики, время выживания и напряженной конкуренции на рынке образования, для Стэнфорда особо остро встал вопрос финансовых ресурсов. Самым быстрым и простым способом могла бы быть продажа земли. Однако по закону университет не имеет права продать ни клочка земли из своей обширной территории. И тогда у Термана возникла идея создать индустриальный парк, сдавая часть земли в долгосрочную аренду исключительно высокотехнологичным компаниям. Его предвидение, что прямое сотрудничество между университетской средой и индустрией будет взаимовыгодным для каждой из сторон, его авторитет, влияние в промышленной и научной среде позволили создать первый в мире университетский промышленный парк. Со временем парк перерос свои границы и превратился в самую демократичную и самую известную научно-технологическую зону мира — Силиконовую долину.

Однако свое название Силиконовая долина (Silicon Valley) получила значительно позже. И случилось это благодаря Уильяму Шокли (William Shockley), лауреату Нобелевской премии 1956 года за открытие транзисторного эффекта и исследование полупроводников.

Уильям Шокли был официально уволен из лаборатории "Белл" из-за своего вздорного характера и в 1956 году покинул восточное побережье. Прибыв в Сан-Франциско, он основал Shockley Semiconductor как подразделение Beckman Instruments в Стэнфордском индустриальном парке, продолжив начатые им ранее исследования по кремниевым полупроводникам (транзисторам). В свою компанию он отобрал, на его взгляд, лучших молодых специалистов по электронике. Но уже осенью 1957 года восемь молодых сотрудников взбунтовались против Шокли, требуя заменить его профессиональным менеджером. Требования "вероломной восьмерки" остались всего лишь требованиями, и тогда они уволились, основав собственную компанию Fairchild Semiconductor, которая начала производить кремниевые (silicon) транзисторы и вскоре стала одним из лидеров электроники в области исследования и разработки полупроводниковых элементов и полупроводниковых приборов.

Основатели Fairchild Semiconductor (по часовой стрелке с крайнего левого): Jean Hoerni, Julius Blank, Victor Grinich, Eugene Kleiner, Gordon MooreSheldon Roberts, Jay Last, Robert Noyce

Конфликты между творческими командами и их старыми руководителями были распространены в США. Однако за исключением Калифорнии практически во всех штатах в договорном праве существовало соглашение о неконкуренции (CNC или NCC), согласно которому сторона (обычно служащий) соглашается не конкурировать против другой стороны (обычно работодателя). То есть после завершения работы или отставки служащий не может работать на конкурента или начать собственное дело. Но в соответствии с калифорнийским Гражданским кодексом от 1872 года, соглашения о неконкуренции автоматически становятся недействительными в Калифорнии. Более того, эти соглашения также недействительны для тех, кто переехал работать в Калифорнию из других штатов, даже если они ранее и подписывали подобные документы.

Именно это и позволило "вероломной восьмерке" организовать Fairchild Semiconductor. А в течение последующих 20 лет эти ученые дали старт более 65 новым предприятиям, в которых служащие создавали собственные компании, конкурируя со своими бывшими работодателями. К примеру, основатели Fairchild Semiconductor:

— Jean Hoerni, эмигрант из Швейцарии, вместе с Jay Last и Sheldon Roberts основал в 1961 году Amelco (известную, как Teledyne). А уже в 1964-м Jean Hoerni основал Union Carbide Electronics и в 1967-м — Intersil;

— Julius Blank, выходец из семьи бедных русско-еврейских эмигрантов, в 1978 году основал Xicor, который, в свою очередь, был приобретен Intersil приблизительно за 529 млн. долл.;

— Eugene Kleiner, эмигрировавший из Вены в 1938-м, совместно с Thomas Perkins (одним из директоров Hewlett-Packard) основал венчурную компанию Kleiner-Perkins с уставным капиталом в 8 млн. долл., которую уже в 1997-м оценивали в более чем 100 млрд. долл. Они профинансировали и помогли выйти на рынок таким компаниям, как Sun Microsystems, Tandem Computers, Compaq Computer, America Online, Amazon.com, Google, Genentech, а также еще более чем 300 другим компаниям. Их инвестиция в Genentech в 1976 году (250 тыс. долл.) принесла им более 200 млн. долл. Но в 1976 году Genentech представлял собой всего лишь идею производства человеческого инсулина и ничего больше. (Так, стоимость ста акций Genentech в мае 1980 года составляла 3500 долл., а уже в 2008-м они стоили 43280 долл., возврат на инвестицию — 1137%);

— Robert Noyce и Gordon Moore, покинувшие Fairchild Semiconductor в 1968-м, основали Intel, а в ноябре 1971 года был создан первый микропроцессор Intel 4004, что стало началом эры персональных компьютеров, а в дальнейшем — Интернета, беспроводных технологий. Тогда же Don Hoefler, репортер газеты "Новости электроники", окрестил эту быстро развивающуюся новую технологическую зону "Силиконовая долина".

Основатели Fairchild Semiconductor и все те, кто последовал за ними, не были детьми богатых или влиятельных родителей, многие были из семей эмигрантов или сами эмигрантами в первом поколении. Но сказка о Золушке, рожденная в Силиконовой долине, стала реальностью, позволив умным, энергичным, инициативным, не боящимся борьбы и конкуренции людям добиваться успеха, рассчитывая только на собственные силы. Когда-то Джек Лондон уехал из родного Сан-Франциско на Аляску создавать образы героев-победителей, не сдающихся, идущих вперед, сильных и смелых. Сейчас для этого ему было бы достаточно посетить компьютерные клубы, всевозможные технологические встречи, конференции, которые ежедневно проходят в разных концах Силиконовой долины. И как во времена золотой лихорадки, он бы увидел сияющие глаза и воодушевленные лица, лица талантливых людей, собравшихся здесь со всего мира. Увидел бы тяжелую борьбу воли и интеллекта, борьбу, направленную на созидание, потому что только созидание, а не перераспределение имеет истинную ценность.

"Вероломная восьмерка" показала пример, дала старт золотой лихорадке, охватившей вначале Силиконовую долину, а потом и весь мир. Компании появлялись, как грибы после дождя, становились успешными, создавали новые компании, которые, в свою очередь, порождали другие новые компании. Огромный возврат на вложенные инвестиции успешных венчурных компаний стимулировал создание новых венчурных групп. Капитал, заработанный в компьютерной индустрии, вкладывался обратно в новые компании, а успешные предприниматели, заработавшие деньги в компьютерной промышленности, основывали свои венчурные компании. Это позволяло им, с одной стороны, оставаться в быстрорастущей компьютерной индустрии, с другой — экспоненциально увеличивать свое богатство. Так, Paul Allen вместе с Bill Gates (основатели Microsoft) организовали венчурную компанию Vulcan Ventures. Anne Winblad, продав свою небольшую компанию по производству программного обеспечения, организовала венчурную Hummer Winblad, инвестирующую исключительно в производство софта.

70—80-е годы прошлого столетия ознаменовались новой волной технологического прогресса, новой компьютерной революцией, которая позже охватила весь мир. Повсеместно, по всей долине создавались компьютерные клубы, проводились митинги, организовывались встречи, рождались новые компании. К примеру, только Homebrew Computer Club, упомянутый в фильме "Пираты Силиконовой долины", дал старт более чем 20 компаниям, включая Apple. И как результат к 1980 году в Долине существовало около 3000 компьютерных фирм, 85% из которых насчитывали менее ста работников, а 70% — менее десяти. Встречные лицензии (обмен лицензиями) стали общепринятой практикой.

Следующая волна — 90-х годов — отмечена разработкой Интернета и созданием мировой Web-паутины. И опять долина находится на гребне этой волны, становясь лидером интернет-революции вместе с такими компаниями, как Netscape, Cisco, 3Com, Google, Sun, Yahoo и др. Предположение, что Интернет будет новым мощным двигателем прогресса, вольет новую кровь в старые, очень хорошо отлаженные бизнес-процессы, приводит к новому витку развития технологий, основанных на использовании всемирной сети, таких, как поисковики (Search engines), вrowser-based сomputing, web-страницы, online-доступ, интернет-экономика и др.

В стэнфордской среде были созданы такие поисковики, как Excite (1993), Alta Vista (1995), родились компании Yahoo (1994), Google (1997) и многие другие.

Так, Yahoo, основанная студентами Стэнфорда Jerry Yang и David Filo в 1994 году, уже в апреле 1996-го вышла на биржу и после первого часа торгов стоила около одного миллиарда, в то время как ее годовой доход на тот момент составлял 1,4 млн. долл., а потери — 643 тыс. А сам Jerry Yang, иммигрировавший с овдовевшей матерью и младшим братом из Тайваня в 1978 году в возрасте десяти лет, уже в 2007-м передаст в Стэнфорд 75 млн. долл. на строительство исследовательского центра.

Google, основанная Larry Page и Сергеем Брином в 1999 году, представляла собой компанию из восьми сотрудников. Их первым ангелом-инвестором был Andy Bechtolsheim, один из основателей Sun Microsystems, который еще в 1998 году вложил 100 тыс. долл. в проект двух аспирантов Стэнфорда. В 1999 году они получили 25 млн. долл. от венчурных компаний Sequoia Capital и Kleiner-Perkins. Через пять лет, в 2004-м, Google вышел на биржу, предложив к продаже более 19 млн. акций (а точнее, 19605052) по цене 85 долл., оставив за собой 271 млн. акций. Продажа принесла Google рыночную капитализацию в более чем 23 млрд. долл. В этот день многие из сотрудников Google стали миллионерами.

В Силиконовой долине принято давать профессиональным работникам фондовый опцион служащего (право купить определенное количество акций по определенной цене, как правило, ниже рыночной, и со временем продать по рыночной) как часть бонуса или зарплаты. Это автоматически делает служащих совладельцами компании и объединяет всех сотрудников желанием достичь максимального результата. Такое правило работает очень эффективно еще и потому, что на начальном этапе, когда есть интересные идеи, но, как правило, нет денег, компания может нанять разработчиков, инженеров, менеджеров, патентоведов, адвокатов за значительно меньшие деньги, доплачивая разницу фондовыми опционами, которые потом, если компания добьется успеха, вырастут в своей цене в десятки, а то и в сотни раз. Именно поэтому многие патентные адвокаты готовы патентовать перспективные разработки компаний только за "процент участия", вкладывая собственные средства в проект. Акции, выданные компанией своим сотрудникам или другим наемным работникам, проходят регистрацию в налоговой инспекции, а сотрудники автоматически становятся инвесторами.

Следующее поколение компаний Силиконовой долины, таких, как Apple, Cisco, SUN или Oracle, несмотря на их диверсификацию, не создало ни одной крупной компании класса Intel, как в свое время это сделал Fairchild Semiconductor. И уже к 2000 году процесс создания и развития компаний стал все больше переходить в горизонтальную плоскость. Поколение датком-компаний (в переводе с английского "дат" — точка, следовательно, интернет-компании ".com" принято называть датком) создавало приложения, охватывающие самые разнообразные сферы в совершенно разных областях. Интернет кардинально изменил Силиконовую долину, как, впрочем, и весь мир. И уже в этом новом ландшафте датком-компании пытались отыскать и разработать золотые рудники.

Последнее десятилетие характеризуется зарождением киберобщества и киберкультуры. В таком обществе значимую роль играют социальные сети, блоги, чаты, форумы, виртуальные газеты и журналы. И в этом радикальном изменении мира немаловажное значение принадлежит сообществу Силиконовой долины.

Особенности сообщества "Силиконовая долина"

Приехав в Силиконовую долину, вы не увидите грандиозных памятников наподобие тех, что оставили после себя древние римляне или греки, ультрасовременных зданий, как в Дубае или Шанхае. Здесь вы даже не найдете каких-либо значимых достопримечательностей. Разве что врезающиеся в память горные ландшафты, ярко-голубое небо, на котором среди горных вершин изредка появляются белые, еле заметные облака. А еще белые калифорнийские лилии, кажущиеся особенно хрупкими на фоне огромных столетних секвой почти первозданного леса.

Зато в Palo Alto, кафешке на University ave, можно встретиться и пообщаться с Larry Ellison и Sergey Brin, Jerry Yang и Mark Zuckerberg и еще многими другими успешными и очень успешными, молодыми и не очень профессионалами, объединенными в единое сообщество, название которому — Силиконовая долина.

Какие же наиболее характерные особенности сообщества "Силиконовая долина"? На наш взгляд, они следующие.

Демократичность, открытость. Уже в самолете, направляющемся в Сан-Франциско, обращает на себя внимание то, что большая часть пассажиров одеты в помятые шорты и вылинявшие футболки, во вьетнамки на босую ногу. Это явно обитатели Силиконовой долины. В отличие от официального восточного побережья, где в течение рабочего дня обязательным является строгий, классический костюм, в Силиконовой долине принято носить неофициальную, удобную, повседневную одежду абсолютно везде. Исключением является разве что оперный театр.

В Силиконовой долине также существует правило: в компании называть друг друга только по имени. Никаких "мистер", "доктор", "уважаемый" во внутренних отношениях. Уважение к сотрудникам, коллегам, подчиненным, независимо от их статуса, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации и т.д., является обязательным правилом. Правило, которое сделало Силиконовую долину наиболее желаемым местом для трудоустройства. Согласно kauffmans.org, в Силиконовой долине 52,4% стартапов были основаны иммигрантами.

Инновационность, креативность, доступность научных ресурсов. Уже со времен Fairchild Semiconductor и Hewlett-Packard Силиконовая долина стала сообществом, в котором знания и интеллект — наиболее значимый капитал, местом, где инновационность и креативность являются важнейшими составляющими и необходимым условием развития всего сообщества, залогом успеха в будущем, основанном на развитии высоких технологий. Например, зарплата инженера в уже состоявшихся компаниях, таких, как Google, LinkedIn, Facebook и Twitter, составляет в среднем 125—180 тыс. долл. в год. Средняя зарплата software engineers — около 90 тыс. долл., в то время как в среднем по Америке она составляет 72 тыс.

Высокому уровню креативности и инновационности в долине во многом способствовал Стэнфордский университет с его программой помощи при становлении, развитии и поддержке компаний. Стэнфорд позволяет компаниям за небольшую плату в 10 тыс. долл. иметь доступ к научным исследованиям и результатам этих исследований, образовательным структурам, нанимать и подбирать наиболее подходящих студентов для работы над проектами компаний. Служащие компаний, имеющих соглашение со Стэнфордом, получают доступ к постоянно проводимым семинарам, на которые приглашаются крупнейшие ученые со всего мира, менеджеры компаний и инвесторы — все, кто заинтересован в получении результатов. Эту политику Стэнфорд проводит совместно с другими университетами Силиконовой долины, объединенными в большую образовательную сеть, в отличие, например, от MIT, который практически не оказывает помощи научно-технологическим компаниям. Результат: 69% основателей стартапов в Калифорнии были выпускниками вузов этого американского штата.

Мотивированность, кооперация, коммуникабельность. Корпоративной культуре Силиконовой долины присущи доверие, необходимость делиться информацией, знаниями, практическим опытом не только со своими партнерами, но и с конкурентами, со всеми, кто заинтересован в этом. Служащие из разных фирм часто пересекаются друг с другом на всевозможных встречах, корпоративах, в клубах и на других общественных мероприятиях, которых здесь проводится огромное количество. Такая открытость, конечно же, обостряет конкуренцию, но новые возможности значат значительно больше, чем потеря корпоративных секретов. Здесь с оптимизмом относятся ко всему, что может (или не может!) произойти, и незыблемо верят в Высокие технологии и представления о Светлом цифровом будущем человечества. Согласно Netprospex Social Index (NPSI), Силиконовая долина является наиболее дружественным и коммуникабельным регионом в США.

Allen Michels, основатель Convergent Technology, описывает свой опыт в Силиконовой долине следующим образом: "Я никогда бы не смог основать Convergent Technology в Бостоне. Когда я начинал, то получил 2,5 млн. долл. от трех человек в течение 20 минут во время обеда, после того как я расписал свой бизнес-план на ресторанной салфетке. В Бостоне я никогда бы не смог этого сделать. Там все значительно консервативнее".

Tom Hayes, один из руководителей Applied Materials, а впоследствии основатель компании Joint Venture, сказал: "Наша цель состоит в том, чтобы создать абсолютное преимущество для Силиконовой долины, превращая ее из долины предпринимателей в предпринимательскую долину".

Супергибкость, динамичность, адаптивность, аджилити. Экономист Bahrami, изучающий феномен Силиконовой долины, отмечает, что большинство компаний характеризуются супергибкостью, способностью выдерживать турбулентность и трансформироваться для адаптации к новым условиям рынка, а также умением применять множественный подход для получения максимальных результатов. Так, компания Apple трансформировалась от персональных компьютеров до производства электронных и мобильных устройств, при этом следуя своей основной миссии — созданию естественного интуитивного человеко-машинного интерфейса. Конечно же, молодые компании, не отягощенные инерцией, значительно легче экспериментируют с новыми рецептами как возможностью выжить и преуспеть в суперконкурентной среде.

Рынок труда также отмечается гибкостью и постоянным оборотом профессионалов, которые часто меняют позиции, причем как внутри компании, так и переходя в другие, временами конкурирующие компании или просто создавая собственные.

Ключевые игроки долины высказывают мнение, что постоянная мобильность на рынке труда стимулирует патентную активность, создавая тем самым независимую широкую сеть изобретателей. "Приблизительно каждые десять лет в Силиконовой долине рождается новая индустрия. Из 15 лучших компаний 12 были созданы за последние 15 лет и генерируют 600 млрд. долл. дохода, и все они были предпринимательскими компаниями", — отмечают они.

Горизонтальность в построении связей. Hewlett-Packard внедрила у себя структуру, основанную на командах, осуществляющих проекты на принципах открытости, а не иерархии. Большое значение уделялось внутренним взаимоотношениям и связям: менеджеры, в том числе самого высокого ранга, должны были знакомиться со своими служащими и с их прогрессом при выполнении проектов. Intel продолжила эту традицию, продвигая децентрализацию и поощряя конкурентную борьбу внутри компании. Такое построение со временем стало шаблоном для большинства компаний в этом регионе.

Также на уровне компаний применяется горизонтальная интеграция в структуру общества. Организовывать и выстраивать свои связи таким образом, чтобы максимально не зависеть от одного поставщика или клиента, создавая множественность связей, — этот принцип позволяет развиваться независимо от флуктуации рынка.

Высокий уровень конкуренции на всех уровнях и во всех сферах. Девиз "Иди вперед" — пожалуй, один из важнейших здесь. Не стой на месте. Созидай. Не можешь созидать внутри компании, смени компанию, создай свою. Главное — это движение. И это бурлящее движение создается высочайшей конкуренцией, которая пропитала буквально все общество. Здесь компании конкурируют с компаниями, деньги с деньгами, а идеи с идеями. Здесь инвестор вкладывает сегодня в вашу компанию, а завтра — в вашего конкурента, а ваш руководитель проекта создаст свою компанию, возможно, даже на основе идей вашего проекта, или просто уйдет в другую компанию. И с этим ничего нельзя поделать. Ибо, как упоминалось ранее, закон, запрещающий конкурировать, просто не работает в Калифорнии. Конкурентная борьба подобно графитным стержням ускоряет реакцию в этом вечно бурлящем котле.

Инвестиции и риск. В Силиконовой долине уважают людей, умеющих рисковать, людей, готовых поставить на карту все во имя будущего успеха. Временные неудачи, поражения не воспринимаются как конец жизни, осуждается лишь поражение, за которым начинается безразличие. Неважно, какого рода безразличие, осуждаются все его типы.

Еще Hewlett-Packard и Intel ввели в практику поощрять своих сотрудников акциями компании, что позволяет объединять людей в их желании добиться максимального успеха для компании, ибо тогда успех компании становится общим успехом и успехом каждого, а доход от роста стоимости акций превращается в реальный доход каждого сотрудника. Этот же принцип объединения ресурсов для получения максимального успеха заложен и при создании стартапов. Возможность инвестировать не только деньги, но и свое время, талант, свои ресурсы объединяет людей в стремлении достичь успеха, а успех и обогащение соседей стимулируют к созданию своих компаний или желанию присоединиться к перспективным стартапам. Кто-то вкладывает деньги, оборудование или другие материальные ресурсы, а кто-то — идеи, знания, результаты творчества (например патенты, открытия, разработки) или просто свое время, профессиональный труд (создание программного кода) или возможности (по привлечению новых инвесторов, клиентов), и такой симбиоз позволяет выжить вновь созданным компаниям, развиваться и, в конечном счете, стать успешными. И все без исключения, кто инвестировал свои ресурсы в компанию, становятся ее совладельцами пропорционально вложенным инвестициям.

Появится ли украинская силиконовая долина?

Бывших выпускников добротных университетов — МГУ, МФТИ, НТУУ "КПИ", МЭИ и других можно встретить везде: как в крупных и известных компаниях, таких, как, например, eBay, Google, HP, Intel, Oracle, Sun, Yahoo, так и в только зарождающихся стартапах, как среди высшего эшелона управления, так и в среде простых исполнителей. Объединенные русским языком, ментальностью, культурой, образованием и воспитанием, занимая активную позицию и имея возможности, они предприимчиво и деятельно организуют всевозможные мероприятия, постоянно проводят конференции, симпозиумы, встречи, круглые столы, обучающие программы, приглашают на них уже сложившихся предпринимателей и еще только начинающих, ученых, государственных деятелей, политиков. 

Но государственные деятели иногда забывают, что технологическое развитие не возникает только из одних идей и желания. Инвестировать в технологические центры относительно легко, но это не решает проблемы создания общества с высокотехнологичной экономикой. Создание экономики, основанной на культуре доверия, на сотрудничестве, открытости и предоставлении возможностей для реализации, является более труднодостижимой задачей.

Крупные высокотехнологичные компании и маленькие стартапы, инвесторы и менеджеры не придут на поле, которое кто-то решил назвать "силиконовой долиной". Можно привезти инвесторов и экспертов со всего мира, заплатить сколько угодно денег, под шумок присвоить еще столько же — результата не будет. Ибо на начальном этапе создания высокотехнологичной сферы необходимы серьезные инженерные школы, технологические собрания, семинары. Это, как правило, есть в крупных технологических университетах с их высокой концентрацией научного потенциала, научными парками, научными школами с новыми технологическими идеями. Необходимо создать обстановку для творчества и возможности продвижения результатов этого творчества, обстановку заинтересованности в результатах и в то же время обстановку доброжелательного соперничества. Необходимо создать критичную научную массу, массу энергичных, верящих в успех ученых, объединить их с предпринимателями и инвесторами, которые понимают и знают, что самые большие деньги в мире можно заработать не на торговле ресурсами, а на новых технологиях и идеях, на плодотворном сотрудничестве научных школ, способных генерировать эти идеи.

И только тогда, когда масса изобретателей, предпринимателей, инвесторов, сосредоточенных в одном месте, станет критической, может произойти взрыв, в результате которого появится множество новых технологических компаний, которые и образуют украинскую силиконовую долину. Это будет область для создания высоких научных технологий, область, в которой будет идти цепная реакция, в результате которой каждый день будет рождаться десяток новых технологических компаний. И каждый день одна из компаний, родившихся пару лет назад, будет приносить своим инвесторам десять долларов на каждый вложенный доллар, а некоторые — и 100, и 1000 долларов.

И каждый день будут создаваться новые рабочие места с достойной заработной платой и плодотворной, творческой работой, места, где можно полностью раскрыть свой потенциал и где возможности, как Вселенная, безграничны. И может быть, тогда перестанут шептаться наши бабушки на скамейках перед подъездами (шептаться так громко, что даже мы, живущие в Силиконовой долине, слышим этот шепот) о том, что незачем заканчивать университет, если нет рабочих мест, а будут пытаться организовать свой маленький стартап (например по уходу за детьми или даже просто по изготовлению вкусной выпечки), как это делают их сверстницы в Америке или Европе.

И может быть, тогда, когда будут востребованы ум, талант, совесть и интеллект, перед обществом встанут новые цели, которые и определят новое будущее народа Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 11
Выпуск №1277, 11 января-17 января Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно