Сорок лет назад, когда дайверы звались просто подводниками, группа запорожских энтузиастов объединилась в Экспедицию подводных археологических работ (ЭПАР). Возглавил команду Георгий Шаповалов — ныне профессор, доктор исторических наук, директор областного краеведческого музея. Основная цель экспедиции определялась поиском исторических объектов, покоящихся в Днепре. В том, что на дне реки их находится великое множество, гидроархеологи убедились воочию, обнаружив и подняв на поверхность предметы вооружения, корабельной оснастки двух-трехвековой давности. Со временем эти ценные артефакты стали музейными экспонатами.
Эпаровцам удалось найти и целые суда, однако об их подъеме в то время не могло быть и речи. Проблема заключалась не только в отсутствии технологии и опыта выполнения подобного рода работ. Гораздо большую сложность представляла последующая сохранность экспонатов, требующих консервации и реставрации. Она предполагала, помимо наличия определенной квалификации, еще и серьезные материальные затраты, что для любителей было, увы, непосильной задачей.
Впрочем, одну попытку подъема затонувшего судна гидроархеологам все же удалось осуществить — это была казацкая чайка, увидевшая свет после многовекового пребывания в днепровских глубинах. Но несколько дней спустя корабль «передали на хранение» реке, иначе на суше он бы превратился в труху. Решили дождаться лучших времен, сосредоточившись на археологических разведках и мониторинге открытых памятников.
Инициатива ЭПАРа нашла последователей — работы продолжила группа подвижников, сплотившихся в Институте подводных исследований под руководством археолога Валерия Нефедова. Новый состав гидроархеологов не только пополнил список ценных исторических находок, но и расширил зону поисков акваториями Днепра и его притоков, Азовского и Черного морей.
Именно перед новым коллективом встала неотложная задача спасения затонувших деревянных суден. Экстренность работ была обусловлена негативными экологическими процессами, вызванными изменениями водного режима Днепра. Рельеф дна реки, зарегулированной плотинами, постоянно преображался, лишая исторические объекты многолетней природной консервации под слоем песка и ила. Они попросту разрушались.
Первой серьезной удачей гидроархеологов стал подъем со дна Днепра старинного судна первой половины XVIII века, построенного по типу казацкой чайки. Эта работа была выполнена 13 ноября 1999 года благодаря финансовой поддержке народного депутата Алексея Кучеренко. Помощь оказал и Запорожский алюминиевый комбинат, выделивший средства на постройку специального ангара для хранения, консервации и реставрации корабля.
А наряду с этим перед учеными встала новая задача. В ходе подготовки подъема «чайки» они обнаружили прекрасно сохранившийся корпус другого корабля — бригантины времен первой русско-турецкой войны 1735—1739 гг. Но поднять корабль в то время попросту не представлялось возможным. Осуществить задуманное удалось лишь спустя пять лет — 6 ноября 2004 г. в рамках реализации проекта «Запорожская бригантина». И вновь все затраты взяли на себя спонсоры — российский музыкант Андрей Макаревич и отечественная корпорация «Интерпайп». Правда, радость поистине бесценной находки была несколько омрачена тем, что у бригантины отсутствовала корма. И все же напряженные поиски в течение двух лет привели к положительным результатам — основной фрагмент кормы, позволяющий восстановить корабль в первозданном виде, гидроархеологи обнаружили в нескольких километрах. Оставалось поднять его на сушу.
Выполнением этой задачи решили ознаменовать открытие сорокового археологического сезона. Благо и на этот раз нашлись неравнодушные к нашей истории спонсоры в лице торговой марки «Хортица». И вот в минувший вторник ученые совместно со специалистами пятого отряда гидротехнических работ успешно подняли фрагмент судна со дна реки.
На этой мажорной ноте вполне можно было закончить рассказ, порадовавшись очередной удаче ученых, которые дают возможность расширить рамки познания о нашем прошлом. Но, как ни странно, далеко не все склонны положительно расценивать усилия подвижников. Еще более удивительно, что в числе этих «далеко не всех» — чиновники, обязанные по долгу службы заботиться о судьбе исторического наследия.
— Поднять фрагмент кормы мы планировали еще в марте, — рассказывает В. Нефедов. — Однако нам пришлось больше месяца, вместо положенных по закону двух недель, ждать разрешения от Министерства культуры, уже имея открытое письмо Института археологии НАН Украины. А когда все было готово к подъему, поступило письмо генерального директора Национального заповедника «Хортица» Константина Сушко со ссылкой на то, что заповедник не располагает средствами на транспортировку и предварительную консервацию старинных судов и их фрагментов, и просьбой «немедленно, до выяснения финансовых возможностей, остановить акцию по подъему». Но ведь, в силу существующей технологии, выполнение этого предписания чревато неизбежной потерей исторического объекта.
— Ситуация напоминает времена, когда из райкома партии приходили циркуляры, устанавливающие сроки посевной или уборочной, — говорит Г. Шаповалов. — Извините, но это же полная нелепость, если энтузиасты при помощи меценатов открывают и передают государству бесценные исторические памятники, а музей от них отказывается, ссылаясь на финансовые трудности. А средства на установку в заповеднике яйцеобразной формы гранитной глыбы, названной памятником пысанке, находятся. Создание муляжей — это ведь гораздо проще и нагляднее, чем забота о сохранении исторических раритетов. И этот пример, к сожалению, не единичный. Из той же «оперы» — сооружение на территории хортицкого заповедника так называемого историко-культурного комплекса «Запорозька Січ». На его строительство уже потрачено порядка 12 млн. грн., а для завершения, говорят, требуется еще почти столько же. И это при том, что работа археологов убедительно доказывает: открытие, консервация, реставрация и последующая музеефикация подлинных исторических памятников должна стать приоритетом развития заповедника.
Возможно, со временем так оно и будет. А пока же, увы, нечем возразить на ироничное замечание бизнесмена-мецената, владельца торговой марки «Хортица» Евгения Черняка: «Можно только представить, каким бы мог стать заповедник, если бы остров располагался в стране, где чиновники любят свою родину».