Гендер на поле гибридной войны - Наука - zn.ua

Гендер на поле гибридной войны

18 августа, 2017, 17:26 Распечатать

Идеологическая война идет не только на политическом, но и на педагогическом поприще. 

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Гендерная педагогика уже давно стала сферой жизнедеятельности, на которую выпущено и нацелено много острых стрел, даже религиозных. 

Почему именно на нее? Потому что гендер как комплексный индикатор демократического развития страны охватывает все сферы жизнедеятельности человека — половые роли в семье, процесс обучения, выбор профессии, выполнение гражданских ролей. Итак, от того, какой будет гендерная социализация — традиционной, патриархальной, диктующей определенные сценарии подчинения "слабого" пола "сильному", или демократической, направленной на уважение к личности, ее собственному волеизъявлению вопреки навязываемым стереотипным ожиданиям, зависит сценарий жизнедеятельности не только отдельного человека любого возраста, но и государства в целом. 

Неслучайно гендерный мейнстриминг как уважение субъектности, жизнестойкости личности, невзирая на ее половую принадлежность, провозглашен государственной политикой стран Европейского Союза. Согласно глобальному исследованию Мирового экономического форума, по Индексу гендерного разрыва (The Global Gender Gap Index 2016) Украина в 2016 г. заняла 69-е место среди 144 стран мира.

Однако полем политической войны была и остается борьба за сознание, ценности человека, особенно в сфере воспитания детей и молодежи. Вспомним многочисленные атаки во времена Януковича т.н. "родительских комитетов" на подразделы Министерства образования и науки Украины сотнями писем, написанных словно под копирку, с требованием запретить распространение такого воспитательного зла как гендер, который, дескать, разрушает семью, навязывает гомосексуализм, превращает мальчиков в девочек и, наоборот, подрывает традиционную ментальность народа и т.п. Конечно, кукловоды борцов за "правильное" половое воспитание и понятия не имели, что именно они являются активными борцами за гендер, вот только не тот, что все больше распространяется даже в мусульманских странах и направлен на равноправие полов в получении образования, семейном, профессиональном, гражданском функционировании, а наоборот — на реализацию "домостроя.

Не будем вспоминать и другие попытки в Украине продвинутьв дидактический процесс патриархальные установки на семейные ценности, да еще и под грифом МОН, дескать, хранительницей семейной жизни в первую, вторую и третью очередь должна быть исключительно она, а не он. При этом сторонники традиционного гендера были и остаются абсолютно равнодушными к судьбе обычного мужчины, продолжительность жизни которого в среднем меньше женских показателей на 11 лет (больше разве что в Беларуси — 12 и России —13 лет, соответственно). Ни сном ни духом они не ведают, что цивилизованные страны всячески поощряют мужское население, и прежде всего — семейных мужчин, к декретным отпускам в случае пополнения семьи, всячески избавляться от синдрома "Слава Богу, понедельник", что, как символ патриархальной поляризации интересов полов, приводит их к домашнему самоустранению, отчуждению от дома, воспитания детей, а значит к стрессам и психологической дезадаптации в течение взрослости, а не только при выходе на пенсию, что повышает показатели сверхсмертности мужского населения. 

Что или кто может менять сознание взрослого человека? Если в детские и юношеские годы это — родительская семья, то в дальнейшем — масс-медиа. И хотя сегодня СМИ все чаще нивелируют половые стереотипы и подают новое видение образов современных женщин и мужчин, их взаимозаменяемых ролей в семейной жизни и обществе, все же за мужчинами традиционно закреплены важные сферы общественной деятельности: политика, бизнес, военное дело и др. Женщинам отведена роль хранительницы (образ матери-воспитательницы), умелой домохозяйки, а главное назначение женщины — быть женой, любимой, привлекательной. Популярные украинские масс-медиа разными способами продолжают эксплуатировать патриархальную идею обусловленной природой полярности интересов, вкусов, нормативов поведения полов, где молодость и красота — залог успеха женщины, потому следует заботиться не о карьере, профессиональной компетентности, а исключительно о женственности, соблазнительности, привлекательности. Материальный статус пропагандируют ведущим мерилом достоинства мужского пола, поскольку назначение мужчины — быть кормильцем и защитником, потому сфера интересов "настоящего мужчины" всегда вне дома, в социуме. 

И хотя участники Революции достоинства и волонтеры АТО противостоят таким установкам о "настоящем" мужском и женском, все чаще сторонники традиционного воспитания приобретают имидж "новаторов" гендерного эксперимента.

 Иногда создается впечатление, что журналисты ведущих телеканалов и Украинского радио совершенно не ведают об элементарных понятиях в области гендерных знаний и исследований. Вместе с приглашенными гостями программ они всячески глорифицируют стереотипизованную женственность и маскулинность, которую за неимением научной осведомленности довольно часто пропагандируют "эксперты-гости", в частности и психологи. Многие работники масс-медиа не ознакомлены с главными понятиями гендерной педагогики, а именно: воспитываем личность, а не пол; не существует подходящих для пола видов деятельности, освоение любого вида бытовых или профессиональных занятий зависит от индивидуальных интересов, способностей, мотивации деятельности индивида; половотипизированное поведение как мужчины (маскулинность), так и женщины (феминность, женственность) препятствует их нормальному социальному функционированию; андрогенные свойства как объединение в личности т.н. женских и мужских поведенческих моделей независимо от ее пола является условием успешности и универсализации выполнения любых ролей (супружеских, родительских, семейных, профессиональных или общественных); женщина и мужчина играют одинаково весомые роли в семье и воспитании ребенка, а также в профессиональной и политической деятельности; девочки и мальчики, женщины и мужчины имеют равные права и возможности в овладении профессионально-образовательными и трудовыми умениями и навыками, карьерном росте; почти всеми профессиями могут овладевать и выполнять их представители как мужского, так и женского пола; в воспитании детей и молодежи нужно исходить из тезиса об уровне возможности полов в развертывании их будущих жизненных сценариев; недопустимо противопоставлять людей по половому признаку в их психических свойствах, умениях, дифференциации сфер жизнедеятельности (интересах, потребностях, навыках, способностях) — девочки и мальчики, женщины и мужчины имеют много похожего и совсем немного отличного; важно развивать умение детей и взрослых противостоять стереотипам и половотипизированным ожиданиям: их принятие может значительно ограничить личное развитие и рост; важно еще с детских лет поддерживать дружественное сосуществование полов, они должны получать равнозначное воспитание и обучение на базе выполнения одинаковых ученических ролей, включения в общие виды игр, развлечений, внеучебной деятельности и т.п.

 Вопреки особой роли СМИ в условиях гибридныхвойн, их украинские представители в последнее время оказывают мощную информационную и социальную поддержку попыткам ренессанса патриархата, в частности пропаганды дифференцированого обучения и воспитания детей разного пола в дошкольных учреждениях, насаждения стереотипа "потери женственности" и "потери мужественности" и ее развития в условиях раздельного обучения мальчиков и девочек, кадетов и барышень, или благородных, мужественных и настоящих леди. Как не странно, эта воспитательная идея раздельного воспитания нашла своих сторонников в учебных заведениях. И это в то время, когда украинская школа наконец-то начинает внедрять инклюзивное обучение, а дети с особыми потребностями начинают учиться среди обычных школьников, ведь доказано, что такое смешанное обучение положительно влияет как на психическое развитие детей с особыми потребностями, так и на психику их одноклассников. 

Какие аргументы в защиту раздельной концепции приводят ее авторы? Оказывается, что девочки уже с первого класса опережают в психическом развитии ровесников-мальчиков, кроме того, они более пугливы, потому целесообразно их поделить на группы по половому признаку. Кроме того, по мнению авторов концепции, в старшихклассах противоположный пол начинает отвлекать от дидактических задач, да еще и отрицательно влияет на самооценку, занижает ее, порождает неуверенность в себе, поэтому лучше их разграничить. Не обособляются ли полы друг от друга при их разделении? Нет, уверяют сторонники раздельного обучения, гендерная паритетность в воспитательном процессе есть, ведь, чтобы не было дефицита межполового общения, регулярно проводятся совместные экскурсии, прогулки, чаепития…

Возможно, современным "новаторам" целесообразно было бы ознакомиться также с мыслями "Нестора украинской педагогической литературы", как называли ее современники, Софии Русовой, которая в свое время дискутировала о проблемах совместного обучения девочек и мальчиков с известным американским психологом Стэнли Холлом: "Если с детства детей ведут совместно — и девочки, и мальчики в общей работе и общих играх и развлечениях привыкают к дружбе, тогда в юношеском возрасте это общество не становится для них чем-то необычным, и по всем школам, где коэдукация поставлена с большим вниманием в целом к психологии учащихся, там она дает лучшие результаты — сближает оба пола, парализуя нежелательный флирт настоящими товарищескими отношениями, ставя эти взаимоотношения на определенный путь общего труда, стремлениями к одной общей цели, товарищескому интимному уходу воспитанников и воспитанниц".

Какое отношение у сторонников раздельного обучения к современному гендерному лозунгу современной педагогики: "Девушки — в СТЕМ!" (от начальных букв английских слов — наука, техника, инженерия, математика)?  Поощряют ли девочек-девушек к овладению точными дисциплинами, как это уже делают в образовательных учреждениях на всех континентах мира? Нет, конечно, скорее всего, считают его вредным, ведь оказывается, что только кадетов-мальчиков в их учебном заведении привлекают логика, экономика, шахматы, а без девушек в этом деле у них повышается успешность, что подтверждено ростом количества отличников. Потому, лозунг раздельного обучения — только кадетов приучать к СТЕМ, ведь понимание и знание техники, транспортных средств способно приучить представителей "сильного" пола к идее защиты отчизны, военному делу, патриотизму. Сравним, что, даже вопреки доминирующим традиционным гендерным установкам в России, их девочки-кадеты наравне с ровесниками-ребятами овладевают техникой, демонстрируют знание оружия и его применение на практике. А вот украинских барышень приучают к искусству, врачебному делу, опеке, а уроки математики, по убеждению воспитателей барышень, целесообразнее заменить заданиями по зарисовкам, каллиграфии, бисероплетению…

Перечитывая произведения Василия Сухомлинского, написанные тогда, когда еще гендерная проблематика не была предметом научных исследований, и даже сам термин "гендер" еще не употреблялся, можно удивляться прозорливости его взглядов относительно проблемы равенства возможностей обучения, которые воистину опередили время: "Во-первых, надо, чтобы каждая девочка воспитывалась самобытной и ярко выраженной личностью, чтобы всем без исключения девочкам невыносимой была даже мысль оставаться незаметной, пассивной, слабовольной. Ориентация девочки-женщины на активное участие в общественном производстве, а не на пассивную роль домашней хозяйки, на пассивное ограничение сферы ее деятельности уходом за детьми — вот что очень важно в том общем тоне, который должен характеризовать духовную жизнь школы. Быть матерью, быть воспитателем детей — гордая и почетная миссия, но когда только этим ограничится деятельность женщины — она будет зависимым существом".

Конечные дидактически-воспитательные результаты девушек и кадетов еще впереди, ведь новейший гендерный эксперимент продолжается с 2010-го по 2017-й. Поинтересуемся, каковы же хотя бы промежуточные воспитательные достижения внедрения полового разделения. 

Ответ на эти вопросы дают материалы программы студии 1+1, которая в прошлом году восторженно освещала этот воспитательный опыт. Приведем максимально приближенный к оригиналу записанный нами контекст: "задумывались ли вы над тем, как из маленькой дочери вырастить настоящую, уверенную в себе барышню: образованную, умную, вежливую, приятную в общении, будущую хранительницу семейного тепла? Это действительно очень нелегкое дело. Но путь к осуществлению мечты открывают двери лицея-интерната "Кадетский корпус" (классы для девочек). Кроме общеобразовательной программы, девочки углубленно изучают английский язык, занимаются хореографией, изобразительным искусством, бисероплетением, посещают театральную студию, уроки вокала, хоровое пение, изучают правила этикета, познают основы христианской морали. Лозунг воспитания лицея "настоящих леди": "Жить в мире со всеми и быть хорошей каждый день!". Интериоризованные цели обучения в лицее в ответ на вопрос "Какой должна быть современная девушка?" высказаны ими следующим образом: "Умной, с развитыми интеллектуальными способностями, эрудированной, пунктуальной, которая учится ценить свое время"; "Быть ухоженной во всех отношениях, от прически до туфель, умеющей владеть собой и своим языком, быть современной"; "Девушка должна знать, в чем секрет ее обворожительности, она умеет подчеркнуть свою изюминку и скрыть недостатки"; "Девушки овладевают искусством гостеприимности (как держать вилку, нож); Девушка: "умна", "терпелива", "воспитанна", "как принцесса, грациозна", "следит за собой", "никогда не ссорится", "образец доброты, ума и вежливости", "должна быть ангелом"… 

 Совместимы ли такие плоды воспитания девочек с современными педагогическими лозунгами Евросоюза: "Жить в равенстве и достоинстве! Обеспечивать гуманитарную безопасность!"? Однако они созвучны с размышлениями классика украинской педагогики Василия Сухомлинского: "...Девочки должны жить активной гражданской жизнью, слишком большая сосредоточенность на самой себе, углубление в свой внутренний духовный мир... приводит к тому, что в годы ранней юности девушка становится беззащитной, когда надо отстоять свою честь и достоинство "Не допустить того, чтобы женщины наши становились образованными, интеллектуально богатыми рабынями — одна из очень важных задач школы".

Как говорится, лучше не скажешь…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно