«ЧИСТЫЕ» — ЗНАЧИТ РАРИТЕТНЫЕ

Биотехнологические компании, пробивающие себе дорогу на рынок Западной Европы, Японии и Латинской Америки, не скупятся на обнародование результатов все новых и новых исследований, доказывающих безвредность и безопасность разрабатываемых ими генетически модифицированных организмов. (Естественно, эти работы проводятся по заказу и на деньги самих компаний.) А вот результатам исследований, инициированным независимыми организациями и представляющим последствия культивирования ГМ-растений в совершенно ином свете, места в общем информационном потоке остается гораздо меньше.

Сообщения о том, что в США от 50 до 80 процентов традиционных сортов сельскохозяйственных культур содержат трансгены, промелькнуло еще в конце февраля. Как оказалось, это исследование было проведено по заказу Союза обеспокоенных ученых (UCS — Union of Concerned Scientists), прибыльной организации, созданной в 1969 году при Массачусетском технологическом институте. По заказу UCS в двух коммерческих лабораториях, обладающих сверхчувствительными технологиями ДНК-диагностики, провели тестирование семян культур, не имевших официальной истории генетической модификации. Для рапса показатель «генетического загрязнения» составил 83 процента, для кукурузы и соевых бобов — около 50. Таковы результаты восьмилетнего культивирования ГМ-сортов этих растений в открытом грунте.

По прогнозам ученых, после 10 лет ГМ-экспериментирования «чистых» сортов в стране не останется вообще. При этом авторы исследования подчеркивают: тестирование проводилось только на наличие тех образцов модифицированной ДНК (6 основных линий), которые у них были в наличии. Так что в действительности картина с «генетическим загрязнением» может выглядеть еще мрачнее. Свежий пример — случившееся недавно в Мексике.

От трансгенной эпидемии эту страну не защитило даже эмбарго на ГМ-растения, введенное еще в 1998-м. На родине кукурузы, где культивировать ее начали девять тысяч лет назад, сейчас существует 60 сортов этого злака, которые с полным правом считались национальной гордостью Мексики. Сейчас эта гордость тоже оказалась «загрязненной» чужеродными генами, которые были обнаружены при выборочном тестировании семян с 33 полей в девяти штатах. В одном из образцов присутствовали гены сразу из четырех отдельных ГМ-линий кукурузы. Предполагается, что толчком для подобной «интеграции» стал импорт семян кукурузы из США, среди которых, несмотря на эмбарго, 30 процентов приходилось как раз на ГМ-семена.

Как утверждают специалисты, сейчас от генетического «загрязнения» уже не смогут спасти ни моратории, ни специальные санитарные зоны. Поэтому своей первостепенной задачей ученые считают создание банка чистых линий, которые позволят сохранить образцы немодифицированных представителей флоры хотя бы в искусственных условиях.