Законопроект о ликвидации независимости НАБУ и САП предоставит сверхбольшие полномочия генпрокурору – ЦПК

Поделиться
Именно политически назначенный генпрокурор получит монопольное право закрывать любые дела о коррупции в отношении топ-чиновников.

Предложенные группой народных депутатов изменения в Уголовный процессуальный кодекс и Закон Украины "О прокуратуре", которые сегодня вынесут на голосование Верховной Рады, приведут к узурпации Генеральным прокурором функционального контроля над Национальным антикоррупционным бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратурой, что полностью разрушит их самостоятельность и способность вести любые расследования, заявили в Центре противодействия коррупции, юристы которого проанализировали проект закона, опубликованный ZN.UA.

В ЦПК указали, что законопроект, который задумывался как процессуальные изменения к расследованию уголовных правонарушений, связанных с исчезновением лиц без вести во время действия военного положения, предоставляет генеральному прокурору сверхполномочия.

Так, предложенные изменения в статьи 36, 216 и 284 УПК предусматривают наделение Генерального прокурора (или лица, исполняющего его обязанности) исключительными полномочиями:

  • иметь полный доступ к материалам любого уголовного производства (изменения в ст. 36 УПК);
  • самостоятельно определять подследственность по делам НАБУ и забрать от НАБУ любое производство в другой орган досудебного расследования (изменения в ст.216 УПК);
  • выносить подозрение для топ-чиновников (новая редакция п.2 ч.1 ст. 481 УПК);
  • принимать решение о закрытии дел в отношении высших должностных лиц государства (новая ч.5 ст. 284 УПК),.

"Таким образом, Генеральный прокурор, который назначается политически без какого-либо конкурса, получает монопольный контроль над всеми чувствительными антикоррупционными производствами в государстве, что является прямой угрозой для всей антикоррупционной инфраструктуры", - указали в ЦПК.

В свою очередь прокуроры САП будут подчинены Генеральному прокурору в процессуальных решениях, а его указания будут распространяться на все уровни прокуроров САП.

Таким образом руководитель САП потеряет независимость в своих действиях по уголовному преследованию, а сама САП теряет процессуальную самостоятельность, которая была заложена как гарантия независимого расследования топ-коррупции.

Дополнительно эти изменения повлияют на подследственность НАБУ, у которого смогут забирать дела и поручать расследование другим органам в случае "неэффективного расследования" НАБУ.

В ЦПК отметили, что такие формулировки допускают произвольное вмешательство в функционирование НАБУ и предоставляют Генеральному прокурору право в ручном режиме выводить дела из-под юрисдикции независимого органа. В Центре подчеркнули, что потенциально такие дела будут передавать политически зависимым правоохранительным органам для их дальнейшего "слива".

Особое внимание ЦПК уделяет монопольным полномочиям генпрокурора и его влиянию на процессуальные решения по топ-фигурантам в коррупционных делах.

Так, в новой редакции части пятой статьи 284 УПК предлагается прописать возможность, что фигуранты производств, которые являются топ-чиновниками, могут заявлять ходатайство о закрытии в отношении них производств непосредственно Генеральному прокурору, который сможет самовольно принять такие решения в отношении:

  • президента, премьер-министра, членов правительства;
  • народных депутатов, членов ВСП, ВККС, судей, прокуроров;
  • руководителей ГБР, БЭБ, НАПК, НБУ и др;
  • других должностных лиц высшего уровня.

Таким образом Генеральный прокурор получит единоличную власть над делами о коррупции в отношении всех высших должностных лиц государства.

Также в законопроекте есть пункт об изменениях в Переходные положения ЗУ "О прокуратуре", которые открывают на период военного положения возможность для массового назначения в Офис Генерального прокурора и областные прокуратуры любых лояльных кандидатов без проверки добродетели, профессиональной пригодности и без публичного контроля.

«В сочетании с монопольными полномочиями Генерального прокурора по расследованиям и процессуальному контролю эти нормы позволяют создать новую прокуратуру, сформированную без каких-либо правовых процедур, полностью зависимую от воли одной политической фигуры, наделенной беспрецедентной властью», - подчеркнули в ЦПК.

Утром 22 июля правоохранительный комитет принял поправки к законопроекту №12414, которые, по сути, ликвидируют независимость Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры. По данным ZN.UA, глава фракции «Слуга народа» готов обеспечить голоса для его принятия.

Служба безопасности Украины и Офис генерального прокурора без решения суда провели около 70 обысков у детективов НАБУ, заявили о разоблачении схемы российского влияния и объявили подозрения двум должностным лицам бюро в государственной измене.

Также СБУ с нарушением предусмотренной законом процедуры начало внеплановую проверку НАБУ и САП, что позволило им получить доступ к негласным следственным действиям антикоррупционных органов. Последние заявили о риске срыва множества расследований.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме