Лидер политической партии «Фронт Змін», народный депутат Украины Арсений Яценюк зарегистрировал в Раде законопроект о дополнительных гарантиях деятельности оппозиции в парламенте.Как сообщает пресс-служба партии, в среду, 20 октября, в минувшую пятницу в парламенте отказались регистрировать законопроект Яценюка «Об оппозиционной деятельности в Украине» (в Верховной Раде), сославшись на то, что пока нерассмотренным с 2007 года лежит в парламенте аналогичный законопроект Юлии Тимошенко.
Поэтому лидер «Фронту Змін» вынужден был внести свой проект закона о парламентской оппозиции под другим названием – «Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно дополнительных гарантий реализации прав народных депутатов Украины в Верховной Раде Украины).
Согласно законопроекту, регламент парламента дополняется главой 13 «Парламентская оппозиция в Верховной Раде Украины». Под парламентской оппозицией понимается депутатская фракция, отдельные народные депутаты, которые не входят в состав оппозиционной депутатской фракции, добровольное депутатское объединение депутатских фракций, которые на пленарном заседании Рады огласили заявление об оппозиционности к политическому курсу парламентского большинства и/или Кабинета министров.
Согласно проекту, решение о переходе в оппозицию принимается отдельными народными депутатами, которые не входят в состав оппозиционной депутатской фракции, депутатской фракцией в любое время в течение срока полномочий Рады соответствующего созыва. Решение о переходе в парламентскую оппозицию оформляется заявлением с личными подписями народных депутатов и персональным составом фракции. Народные депутаты, которые являются членами неоппозиционной фракции, могут входить в парламентскую оппозицию на основании личного заявления. Депутатские фракции, численный состав которых насчитывает более половины народных депутатов, которые не вошли в состав парламентского большинства, могут принять решение об образовании оппозиционного объединения депутатских фракций.
Не позднее чем через месяц со дня образования парламентская оппозиция обязана опубликовать в газете «Голос Украины» свою альтернативную программу развития Украины.
Деятельность парламентской оппозиции прекращается в случае принятия ею решения о прекращении оппозиционной деятельности или прекращения полномочий парламента соответствующего созыва.
Законопроектом парламентской оппозиции предоставляется право на представительство в руководстве Рады и ее органов.
Депутатам от оппозиции предоставляется право на замещение должностей первого заместителя председателя парламента, председателей контрольных комитетов парламента по вопросам свободы слова и информации, правоохранительной деятельности, прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, бюджета, регламента и деятельности Рады, функционирования судопроизводства, предпринимательской деятельности, социальных стандартов и обеспечения надлежащего уровня жизни граждан, энергетической безопасности, аграрной политики и земельных отношений, здравоохранения, науки и образования, а также первых заместителей всех комитетов Рады.
Парламентская оппозиция имеет право на парламентский контроль над деятельностью парламентского большинства, правительства, органов власти (кроме судов) и их должностных лиц путем создания временных следственных комиссий Рады, паритетного с парламентским большинством представительства во временных специальных комиссиях, обращения с запросом в парламентские органы, Кабинет министров, к руководителям других органов государственной власти и местного самоуправления, руководителям предприятий, учреждений и организаций. Оппозиции предоставляется право обращения в Конституционный суд и к уполномоченному парламента по правам человека о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
Согласно законопроекту, по представлению парламентской оппозиции назначаются председатель и члены Счетной палаты, а также уполномоченный Рады по правам человека.
Для осуществления парламентского контроля парламентская оппозиция имеет право получать информацию о деятельности органов государственной власти, их должностных лиц.
Уполномоченный представитель парламентской оппозиции имеет право сделать ежегодный доклад о результатах осуществления им парламентского контроля на пленарном заседании продолжительностью не менее одного часа.
Кроме того, парламентская оппозиция имеет право вносить предложения к проекту закона о госбюджете. Распорядители бюджетных средств обязаны предоставлять информацию об объемах взятых бюджетных обязательств, проведенных расходов, получателях бюджетных средств, контрагентах распорядителей. Государственное казначейство ежемесячно и ежеквартально представляет отчет парламентской оппозиции об исполнении бюджета.
Согласно проекту закона, парламентская оппозиция имеет право создавать оппозиционное правительство из числа народных депутатов - членов парламентской оппозиции. Оно осуществляет мониторинг деятельности Кабинета министров, других органов исполнительной власти, их должностных лиц, готовит альтернативные предложения относительно программы деятельности Кабмина, правительственных актов и обнародует их в парламентских СМИ и на официальном веб-сайте Рады. Члены оппозиционного правительства разрабатывают также альтернативные правительственным законодательные предложения и проекты общегосударственных программ.
Возглавляет оппозиционное правительство председатель, который назначается решением парламентской оппозиции. Он имеет право принимать участие в заседаниях Кабинета министров и выступать на них в течение 15 минут.
Законопроект оставляет «день оппозиции» - то есть ее право на включение в повестку дня парламента вопросов о соблюдении регламента на включение проектов законов, других актов Рады без голосования в недельную повестку дня пленарных заседаний.
Согласно проекту, участники парламентской оппозиции при реализации ими прав, установленных регламентом, обязаны действовать согласно Конституции и законов Украины, с учетом интересов граждан Украины и государства и предлагать альтернативу официальному политическому курсу парламентского большинства и/или Кабинета министров Украины и способы реализации альтернативного политического курса.
Финансирование деятельности парламентской оппозиции осуществляется за счет средств секретариатов фракций политических партий и блоков политических партий. Секретариат оппозиции является распорядителем этих средств.Литвин против закона об оппозицииПредседатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин считает нецелесообразным принятие закона об оппозиции. Такое мнение он высказал в среду, 20 октября, на пресс-конференции.
По словам спикера, принятие закона об оппозиции будет «равнозначно тому, чтобы создавать кружок хорового пения в оперном театре».
По мнению Литвина, ни одна «цивилизованная страна мира не имеет закона об оппозиции, но там есть понимание реалий, что все фракции, все депутаты, представленные в парламенте, являются представителями народа, и они должны иметь право реализовать свое виденье в части постановки вопроса относительно важных проблем общества».
Спикер убежден, что «должен действовать принцип, который должна исповедовать власть, – думай об оппозиции, когда ты при власти, потому что все в этой жизни быстро изменяется».
По его словам, «независимо от того, какие будут политические установки», в парламенте должен быть день, когда представители меньшинства предлагают рассмотреть свои законопроекты, и именно меньшинство должно определять, кого из членов Кабинета министров заслушивать во время «часа вопросов к правительству».По материалам «Интерфакс-Украина», УНИАН
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку