Второй шаг оппозиции

13 апреля, 2012, 16:21 Распечатать Выпуск №14, 13 апреля-20 апреля

Оппозиция победит лишь тогда, когда она предложит свое «за»: за какую новую страну она борется, покажет, в каком направлении ее двигать вперед.

© zarvanytsya.org.ua

Формула успеха оппозиции на будущих парламентских выборах, по моему убеждению, имеет пять составляющих. Первая: единый список в пропорциональной части, единственный кандидат в округе. Вторая: наличие четкой идейно-политической (мировоззренческой) платформы, план изменений в стране. Третья: чистота списков, отсутствие сомнительных, непроверенных людей (потенциальных перебежчиков, «тушек»). Четвертая: обнародование состава будущего Кабмина и фамилии премьера. Пятая: надлежащая защита результатов выборов. 

И, конечно, вера в победу, в правоту своего дела.

Первый шаг, похоже, сделан. После продолжительных (возможно, слишком продолжительных) переговоров оппозиция, кажется, совершила серьезный прорыв. «Фронт змін», «Батьківщина» и несколько меньших партий пообещали сформировать единый список, и, надеюсь, выдвинут одного кандидата в каждом мажоритарном округе. Сегодня на первое место выходит необходимость в четкой, понятной для граждан идейно-политической программе оппозиции, своего рода плане действий по кардинальному обновлению страны в случае прихода оппозиции к власти. Потому что должно было быть «против»; оппозиция победит лишь тогда, когда она предложит свое «за»: за какую новую страну она борется, покажет, в каком направлении ее двигать вперед. 

В последнее время в Интернете, среди экспертов можно слышать шквал критики на эту тему: оппозиция, дескать, не имеет программы, они, оппозиционные партии, дружат лишь «против», у них разные идейные и политические принципы и т.п. Хочу напомнить скептикам, что такая критика звучала и тогда, когда впервые возникла идея единого списка и единой оппозиции. 

Президентские и местные выборы 2010 года четко указали оппозиции на острую необходимость объединяться, иначе у нее не будет никаких шансов на победу. И когда в прошлом году мы начали пропагандировать эту идею, то исходили из того, что антиконституционное утверждение режима Януковича означало ликвидацию основ демократии и свободы слова, а следовательно, и условий для политической конкуренции. Возвращение к демократии в такой ситуации возможно лишь на условиях «посполитого ополчения». То есть объединения всех, кто противостоит режиму, — политических партий, общественных организаций, протестных движений, интеллектуалов, просто трезвомыслящих людей, — в единое интегральное движение. Ведь речь идет, по сути, о цивилизационной парадигме: или мы дальше скатываемся к ритуальным выборам с заведомо известными результатами, или возвращаемся к конкурентной демократии, а далее, в условиях этой демократии, сможем наконец перейти от партийной конкуренции политиков к политической конкуренции партий. 

Тогда, год назад, я столкнулся с двумя совершенно противоположными реакциями на предложение «посполитого объединения». Политики преимущественно остро раскритиковали идею как нереалистическую и недемократическую. Люди во время встреч идею объединения поддержали, хотя скепсиса хватало и здесь.

Теперь, когда необходимость объединения признало большинство оппозиционных политиков, когда оно реализуется на практике, этот человеческий скепсис все же не развеивается. Почему? Думаю, причина — довольно обоснованное подозрение людей, что оппозиция объединилась исключительно с целью личного самосохранения. Что речь идет не о будущем страны, не о людях, а о том, «что демократы объединяются за пять минут до смерти». Чтобы преодолеть такой скепсис, надо предложить программу изменений в стране. 

Как участник политических процессов не могу сказать, что совсем нет оснований для таких сомнений. Перефразируя Екклесиаста: много информации порождает много печали. Вместе с тем не могу не отметить положительные тенденции в среде оппозиции на протяжении последних полугода. Думаю, есть серьезное понимание геополитических угроз, которые появились перед Украиной после президентских выборов в России и после того, как из-за слабой политики Януковича были крайне испорчены отношения с Евросоюзом. Полагаю, оппозиция хорошо осознает, что от успеха демократических сил на будущих выборах решительно может зависеть сама судьба Украинского государства, существование Украины как политической реальности. А успех этот, в свою очередь, будет зависеть от способности оппозиции осуществить необходимые экономические и социальные изменения в стране, получив власть. Для этого нужно убедить общество, что оппозиция является реальной АЛЬТЕРНАТИВОЙ действующему режиму. 

Необходимым условием победы оппозиции (кроме самого объединения) является качество такого объединения. Оно не должно быть самоцелью, в конце концов, и победа не должна быть самоцелью. Объединение — это только инструмент в достижении цели, которая состоит в реализации нашего общего видения будущего Украины. И это видение должно быть четко прописано в программе оппозиции. В связи с этим хочу изложить основные пункты собственного видения такой программы.

Его мировоззренческой основой должна быть идея европейского цивилизационного выбора. Этот выбор можно изложить одним тезисом: уважение к человеческому достоинству, остальное — производные этого принципиального постулата, исходя из разных аспектов достоинства.

Тезис о человеке как главной ценности в Украинском государстве ни в коем случае не противоречит постулату самоценности для нас Украинского государства. Наоборот, только собственное независимое и демократическое государство может гарантировать надлежащее уважение человеческого достоинства во всех его проявлениях. Украина как государство, которым можно гордиться, является частью нашего коллективного достоинства (человеческое достоинство имеет не только индивидуальное измерение). Мы должны, однако, четко понять, что основная ценность своего государства — инструментальная. Это означает, что в современных условиях государство является инструментом для обеспечения: равных возможностей получения качественного образования, достойной оплаты труда, доступной и эффективной системы здравоохранения, достойного социального обеспечения, надежной безопасности (и в узком и широком понимании: наконец, медицина является одним из инструментов человеческой безопасности).

Важным элементом программы должен быть такой аспект человеческого достоинства, как признание украинского языка и уважение к нему. Язык — определяющий фактор национальной идентичности. Невозможно найти панацею для решения  этого вопроса в максимально осложненной историей украинской ситуации. Но если руководствоваться универсальным принципом одинакового уважения к достоинству другого, можно выстроить умный баланс и компромисс между украинским языком как единственным государственным и языками национальных меньшинств в местах их компактного проживания. Прежде всего это касается русского языка, носителей которого, принимая во внимание их массовость в Украине, даже при желании ущемить в этом вопросе не удастся; важно, однако, чтобы желания такого не было — чтобы вместо этого было уважение. 

Справедливость. Принцип справедливости представляется базовым внутренним мировоззренческим принципом построения общественного отношения. Без нее даже теоретически невозможно достичь уважения к достоинству каждого. Справедливость является основой общественного согласия и доверия граждан к своему государству. Этот принцип должен реализовываться в трех аспектах: принятие справедливых и эффективных законов на началах верховенства права; доступное квалифицированное и некоррумпированное судопроизводство; создание новых институтов государственной власти по европейскому образцу.

Здесь мы подходим к ключевому положению об институционной реформе: ликвидация коррумпированных постсоветских институтов государственной исполнительной власти и создание вместо них совершенно новых. Иначе говоря, речь идет о переучреждении государственной власти в Украине. Без этого шага никакие другие реформы, изменение курса, благосостояние и социальные стандарты будут невозможны. 

На практике это означает, что нужно начать ломку коррупционной вертикали, которая обложила бизнес и простых граждан в Украине коррупционным налогом, радикальное очищение, прежде всего правоохранительных органов, от коррупционных механизмов. В частности, придется проверить всех госслужащих на наличие конфликта между их должностными функциями и личными бизнес-интересами. Постановка такого вопроса предусматривает прямую войну с мафией и криминалитетом. Для этого нужно обладать огромной политической волей, нужно ХОТЕТЬ искоренить коррупцию.

Но не только. Неуважение чужого достоинства — это и желание кичиться своим богатством, показная роскошь. Законодательно этого не отменишь. Антипод такого поведения и такого стиля жизни должен стать частью морального императива тех, кто придет к власти в парламенте и правительстве. Когда ключевыми критериями для оппозиции в процессе подбора людей для законодательной и исполнительной работы будут профессионализм, честность и нравственность. Сейчас в обществе модным трендом стало требование обновить весь политикум и бюрократию. Однако суть проблемы — в критериях обновления, а не в самом факте обновления. Потому что если символом этого обновления является судья Киреев, юниор Довгий или экс-порист Каськив, то я думаю, что общество категорически против ТАКОГО обновления. 

Мировой опыт, и не только западный, доказывает, что страны никогда не выходили из экономического кризиса с помощью лишь экономических методов. Мировой опыт — и не только западный, но и, скажем, корейский, свидетельствует, что основа экономического развития — равные для всех жесткие правила, которые обеспечивают свободу предпринимательства и творчества, свободную конкуренцию при максимальном ограничении монополий и латифундий, дебюрократизацию, эффективность кооперации и солидарности при надежной защите людей наемного труда. Главное правило, которое должна утвердить оппозиция в обществе, — сделать коррупцию не только морально унизительной, но и экономически неэффективной.

Оппозиция должна четко поддержать идею максимальной децентрализации полномочий и государственных финансовых ресурсов. Это означает, что государственная власть в Украине должна строиться снизу вверх, что основой власти в Украине должно быть местное самоуправление, а основой самоуправления должна служить самоорганизация граждан на первичном уровне, на уровне сообществ, в селе, райцентре, микрорайоне и городе. Доказано, что такая конструкция — наиболее эффективный путь формирования климата доверия в обществе, торжества новых этических принципов и эффективных правил сосуществования. 

Эти основные программные принципы и являются, по большому счету, раскрытием мировоззренческого тезиса, с которого я начинал: европейского цивилизационного выбора. Это то, что основополагающе должно отличать оппозицию от режима Януковича, который, в лучшем случае, выстроит в Украине автократическую полуавторитарную систему господства крупной олигархии и массовой бедности, а в худшем — просто скатится в вассальную зависимость от путинской России. Оппозиции следует убедить украинское общество, что именно базовые европейские ценности и стандарты должны стать ориентирами, к которым мы все стремимся, а стратегической целью является членство Украины в семье европейских наций. Украина может привнести новое свежее качество в Европейский Союз. И наше приобщение к Европе должно быть взаимовыгодным. Для этого нужно четко (не декларативно, не для галочки) стать на очерченную политическую платформу и последовательно ее реализовывать. Сегодня — в оппозиции, завтра — у власти.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно