Вопрос не в том, что делать. Вопрос в том, каким образом

Поделиться
Что может и что должен сказать людям человек, который принял решение баллотироваться в президенты?..

Что может и что должен сказать людям человек, который принял решение баллотироваться в президенты? Многое зависит от того, каков его жизненный опыт и каков он сам на данном этапе своего жизненного пути. Я думаю, что эта формула универсальна для всех политиков вне зависимости от географического расположения государства, гражданами которого они являются.

Моя жизнь складывалась непросто, иногда драматически, и я не склонен представлять ее сегодня в ином свете. Даже несмотря на то, что соображения политической целесообразности могли бы диктовать нечто иное. Я думаю, что в этом нет проявления слабости. В этом суждении есть лишь упование на то, что те, к кому ты обращаешься, понимают, что такое реальная жизнь. Та жизнь, в которой нельзя надеяться ни на кого, кроме самого себя. Хотя так быть не должно. Собственно, в этом ответ на вопрос, почему ты стремишься стать президентом своей страны.

Украина вступает в предвыборную президентскую кампанию. Эксперты говорят, что эта кампания будет еще более жесткой и грязной, чем в 2004 году. Я был непосредственным участником событий пятилетней давности и потому имею моральное право утверждать, что стране это не нужно, а гражданам не нужно вдвойне.

Но что же нам требуется на самом деле? Я отвечу: дать ответ на вопрос не что нужно сделать, а каким образом.

О том, что требуется сделать, говорят все от млада до велика: устранить дуализм власти, обеспечить независимость судей, предоставить регионам максимальную самостоятельность.

Все понимают, что нынешняя система власти, а правильнее будет сказать — отсутствие таковой, гробит страну. Следовательно, нужно думать о том, какой будет страна после выборов. В последующие пять, десять, пятнадцать лет и далее.

Чего мы хотим? Быть страной для избранных, которых власть назначила быть «правильными» по определению, поскольку говорят они на «правильном» языке, ходят в «правильную» церковь, чтят «правильных» национальных героев и дружат с «правильными» государствами? Или страной — общим домом для всех, живущих на этой земле, любящих ее как свою Родину, стремящихся передать ее в наследство своим детям и внукам? Для которых многообразие, многоязычие и поликультурность — источник энергии и силы, конкурентное преимущество и способ быть интересным миру? Страну, экономически сильную, разумно использующую свои геополитические преимущества?

Это вопросы риторические. Ответы на них известны, но, повторяю, важно знать, как их реализовать. У меня есть конкретные предложения по этому поводу, но прежде скажу вот о чем.

Во-первых, я не верю, что нынешняя власть изменится и возьмется за ум. Станет уважать своих сограждан и действовать в их интересах. Если бы для этого существовал хоть малейший шанс, я был бы готов помочь, поддержать, объединить усилия всех и вся. Ведь если Украина — наша Родина, не может быть так, чтобы государство кому-то помогало, а к кому-то обращалось: «Терпите, для повышения зарплат и пенсий нет денег».

Во-вторых, если Украина — наша Родина, не может быть так, чтобы чиновники и другие люди, представляющие власть, становились феодалами, а избиратели, за счет которых эти «посадовці» существуют — крепостными и холопами, бесправными и беззащитными. На которых — ради забавы или для того, чтобы «проучить», — господа устраивают охоту с борзыми.

В-третьих, если Украина — наша Родина, не может быть так, чтобы из Киева регионам диктовали, на каком языке говорить их жителям, учиться, сдавать экзамены, какого вероисповедания придерживаться, как понимать отечественную историю. Защита прав всех граждан Украины — это общее дело политиков, считающих себя патриотами, — только не шароварными или «квасными», а парламентариями высокого стандарта.

Избирательная кампания — не лучшее время для поиска общего языка между политиками. Но политик становится государственным деятелем именно в сложные, судьбоносные для своей страны времена. Нельзя выжидать, когда кампания закончится и можно будет заняться «мирным строительством». Кризис ждать не будет. Именно поэтому к выработке антикризисной стратегии, которую будет осуществлять новый президент и его команда, нужно приступить уже сейчас. И эта стратегия тоже должна быть общенациональной, а не узкопартийной. В связи с этим я выступаю с инициативой создания общенационального антикризисного центра. Его задача — аккумулировать всю информацию о состоянии дел в стране как из официальных, так и из альтернативных источников, определять болевые точки и предлагать варианты решения конкретных задач. Такой центр должен быть создан при участии всех сил, представленных в парламенте, а также украинской интеллектуальной элиты. О его работе народ должен быть информирован максимально в режиме прямой трансляции. Это — часть ответа на вопрос «каким образом». Я думаю, что реально создать такой антикризисный центр можно будет уже после выборов, так как только народ может дать ему кредит доверия.

Бороться с кризисом, имеющим как общемировую, так и внутриукраинскую природу, восстанавливать экономику и систему управления, в значительной степени разрушенные за пять лет оранжевого эксперимента, «сшивать» страну, преодолевая глубокий раскол в обществе, задача невероятно сложная. Но решать ее нужно. Ради Украины. Ради граждан Украины, которые заслужили достойное будущее. Для себя, для своих детей и внуков.

Да, мировой экономический кризис существует. Да, он изменил ход истории и повлиял на все без исключения страны. Да, для народов и их правительств кризис стал своеобразным тестом на правильность стратегии развития их экономик, на способность преодолевать трудности. К сожалению, Украина проходит этот тест с огромными потерями.

После пятилетки стабильного разрушения нашей страны Украина оказалась среди аутсайдеров экономического развития, зато в лидерах по внешней задолженности. Государство фактически самоустранилось от борьбы с кризисом, надеясь на всевозможные кредиты, идя с протянутой рукой по миру.

В этом контексте кредиты МВФ — мера вынужденная, которая превращается для отечественной экономики в сильнодействующий наркотик. Кредитные транши уходят, как вода в песок — на затыкание дыр, а не на решение фундаментальных проблем, прежде всего на защиту людей от последствий кризиса, повышение зарплат и пенсий в условиях катастрофического роста цен. На проведение структурных реформ и развитие реального сектора экономики, базовых отраслей промышленности. Только за счет этого можно повышать благосостояние народа.

И главный вопрос: за счет чего мы будем погашать эти кредиты? Кабинет министров Тимошенко умеет тратить кредиты МВФ, но так и не научился планировать доходы и расходы.

Последние полгода-год — это время потерянных возможностей. Как следствие бездарной внутренней и внешней политики. Время, потраченное на склоки и сведение счетов. Но что к этому привело?

Отсутствие ответственности. За это время во власти были созданы две коалиции, и обе они не выдержали испытания властью. Правительство во главе с Тимошенко все это время работает без парламентской поддержки и, по сути, без какого-либо контроля. В Кабинете министров — бесконечные скандалы и кадровая чехарда. Сами члены правительства признают наличие коррупции и злоупотреблений в сфере обороны, транспорта, финансов, в энергетическом секторе. И все это — в условиях жесточайшего кризиса.

Отсутствие компетентности. Один из примеров. Осенью 2008 года, когда мировой кризис уже был в разгаре, в правительстве убеждали всех, что кризиса нет, и Украине ничто не угрожает. Уже через несколько месяцев из правительства с громким скандалом уходит министр финансов, а само правительство и коалиция принимают абсолютно нереальный бюджет на 2009 год, и вот уже полгода как отказывается его пересматривать. Все это время власть не имеет ни антикризисной программы, ни плана действий до конца года.

Отсутствие доверия. Власть успешна тогда, когда опирается на поддержку и уважение людей. Но уровень доверия к президенту, парламенту и правительству бьет все рекорды падения. Люди полностью разочарованы во власти. Люди устали от бесконечных политических шоу и истеричных заявлений руководителей государства. И откуда может быть доверие к безответственной и некомпетентной власти?

Что же делать? Конечно, нужно менять эту власть. На кого — решать народу.

Я глубоко убежден в том, что к власти должны прийти люди с государственным мышлением. Они должны признать что:

Первое. Украине необходима эффективная власть, которая отвечает за свои решения и способна планировать свои действия на долгосрочный период. Поэтому нужны выборы и президента, и парламента, нужна сильная и консолидированная коалиция, нужен профессиональный Кабинет министров. Уверен, что с этим сегодня согласится каждый, независимо от своих политических симпатий или места проживания.

Второе. За эти годы была забыта ключевая задача власти — государственное строительство. Известный американский экономист Пол Кругман одной из причин нынешнего кризиса американской экономики называл «блатной капитализм», который привел к махинациям и банкротствам. Так вот, в нашей стране за эти годы было создано своеобразное «блатное государство», где назначения и решения принимались на основе личных связей, родства, кулуарщины. Украина была превращена в кумовской хутор, где процветает семейственность, коррупция. Демонтаж кумовского хутора и создание мощной государственной машины, наведение порядка в стране — важнейшая задача.

Третье. Экономике нужны глубокие реформы. Популизм и бездеятельность накануне мирового кризиса разоружили нашу страну, сделали ее уязвимой перед внешними угрозами. С горечью хочу еще раз напомнить, что в 2007 году мы имели шанс остановить эту спекулятивно-популистскую волну. Был создан правительственный комитет по реформам, а работавшая тогда широкая антикризисная коалиция была готова поддержать инициативы нашего правительства. Даже коммунисты, несмотря на свой консерватизм и доктринерство, соглашались с необходимостью такой реформаторской программы. Но «демократы» из помаранчевого лагеря вновь подтолкнули страну к хаосу. Поэтому сейчас, накануне президентской кампании, я вновь заявляю: на этих выборах все кандидаты должны, в первую очередь, показать свой опыт, возможности своей команды, доказанные делом, и, конечно, план экономического развития страны.

Четвертое. За предыдущие пять лет Украина стала более уязвимой и незащищенной. Нынешние правители сделали ставку на помощь и защиту извне. Выпрашивание членства в НАТО и коленопреклоненная дипломатия подменили в эти годы эффективную политику в сфере безопасности. В армии, как и во всем государстве, царят коррупция и бесхозяйственность. Силовые структуры растащены по партийным квартирам. Оборонный комплекс влачит жалкое существование по остаточному принципу. В связи с этим укрепление системы национальной безопасности, реформа и возрождение армии, кадровое обеспечение и развитие силовых структур, возрождение промышленной мощи оборонного комплекса, политика упреждения национальных конфликтов — вот тот минимальный перечень задач, которые нужно решать в первостепенном порядке. Каким образом? Посредством сильной власти, не терпящей дискуссий в вопросах национальной безопасности.

Пятое. Почему у нас такая беззубая, «мелкопоместная» внешняя политика? Казалось бы, страна с населением в 47 миллионов, с индустриальной экономикой, ядерной энергетикой, ракетным статусом и достойным геополитическим расположением просто обязана бороться за положение как минимум партнера ведущей мировой двадцатки. Но в последние годы мы наблюдали обратное — заискивающая политика, зависимость от сказанного или заявленного в других столицах. Если раньше Украину упрекали за комплекс младшего брата только перед Россией, то сейчас Украину превратили в закомплексованного подростка, который иногда боится даже заявить о своих интересах. Комплекс второсортности унизил Украину и унизил каждого украинца.

В мире сейчас происходят глубинные трансформации. Кризис вынудил даже самые сильные дер­жавы признать принципы равноправия в международных делах, суверенность и неприкосновенность границ, многополюсность и многовариантность развития. Это понимает и новая администрация США, и лидеры Евросоюза, России, КНР, Индии, других центров мировой политики. Новая посткризисная эпоха может стать эпохой равных возможностей — и для сильнейших, и для тех, кто готов соперничать с ними. Для Украины важно использовать эту возможность на основе политики честного партнерства. Формула этой политики — «уважай интерес партнера, но отстаивай свои интересы». Новый президент страны должен сделать все, чтобы определить для Украины именно такой путь развития. Новый президент должен дать стране новую украинскую политику. Но самое важное — он должен знать, каким образом воплотить желаемое в реальность, и главное — уметь это делать.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме