В августе 2017 года команда Гройсмана заявила о старте структурного демонтажа 10 пилотных министерств, призванных возродиться с новым функционалом, задачами и высокооплачиваемыми сотрудниками новых директоратов, выбираемых на конкурсной основе и призванных эти министерства реформировать. Итог - письмо министра финансов Данилюка в G-7, с жалобой на премьера "который тормозит реформы, и назначение его заместителя, честно выигравшей конкурс".
Спустя девять месяцев можно констатировать, что основные столпы одной из ключевых горизонтальных реформ завалены. Местный уровень существует отдельно от центрального. "Исполнительная власть имеет несколько центров. У главы исполнительной власти нет полных полномочий в сфере исполнительной власти. Президент назначает глав госадминистраций через Кабмин, команда премьера (министры) назначается и увольняется через парламент, команда министров (замминистры) назначаются Кабмином. У министров не всегда есть взаимопонимание с госсекретарями. Таких примеров дисбаланса очень много. Получается очень фрагментированная система сдержек и противовесов - машина, на которой никто не может ехать из-за большого количества руководителей", - говорит в интервью ZN.UA Татьяна Ковтун, заместитель госсекретаря Кабмина.
Институт госсекретарей должен был поставить точку в политической ангажированности госслужбы и дать старт процессу сохранения и накопления институциональной памяти в системе государственного управления. Но у некоторых министров сегодня аж 8(!) замминистров, ведущих крупные вертикальные блоки. И если их большое количество сохранится, то вместо того, чтобы организовывать всю работу центрального аппарата, госсекретарь останется только в хозяйственном блоке, как в Польше. "Наши госсекретари уже очень перегружены, поскольку отсутствует делегирование полномочий. В этом случае госсекретарь, конечно, не может заниматься анализом политики. И это ломает всю идею реформы госуправления, - говорит Татьяна Ковтун. - Гендиректораты сейчас играют на старом футбольном поле по старым правилам, в которых на самом деле действующие госслужащие, департаменты чувствуют себя гораздо комфортнее. Пока эти процедуры не изменены, директоратам будет неуютно. Не говоря о том, что они недоукомплектованы, недоформированы и в большинстве случаев еще не перебрали на себя полномочия".
Работу над ошибками обещают провести летом. После этого "нужно будет честно признаться себе, куда и как двигаться дальше, - говорит Татьяна Ковтун. - Реформа начнет работать только тогда, когда мы замкнем круг - если во всех министерствах у нас будут созданы директораты, более-менее между собой сбалансированные, которые покроют все сферы и не будут между собой конкурировать".
"Ситуация может выглядеть печальной до того момента, пока мы не привлечем к этому разговору всех министров, и не скажем, что не можем продолжать эту реформу, пока есть проблемные вопросы, - продолжает Ковтун, - 1. Огромная проблема - это госсекретарь и его роль. У нас нет четкой договоренности о том, кто такой госсекретарь, каков круг его полномочий. 2. Все несвойственные функции. Сможем ли мы от них избавиться и кому поручим? 3. Это переход от фрагментированного набора министерств к правительству в целом, то есть к лишению министерств статуса юридических лиц. Наверное, ошибкой было взять 10 министерств. Все можно было понять на двух-трех".
Большая проблема не только в директоратах и госсекретарях. "Самая контраверсионная идея всей реформы - это конкурсы, - считает Татьяна Ковтун. - Возможно, без этого можно было обойтись. Но вопрос же был в новых людях.
Сейчас мы "приехали" с новыми людьми в реальную ситуацию. Европейцы позитивно оценивают наши конкурсы. Но если мы говорим, что все министерства должны вдруг встать на новые рельсы, и всех людей, которые реально работают, нужно погнать на конкурсы, - это проблема. Возможно, те 20% людей, которые тащат на себе 80% работы, не пойдут на это. И их нужно сохранить.
С другой стороны, в госслужбе не хватает некоторых навыков. У нас нет проектных менеджеров. Нет людей, способных реализовывать проекты. Нам нужно сохранить старых людей, и нужны новые, с другими навыками. Возможно, нужно изменить подход, что в директораты можно попасть только через наш строгий конкурс. Но очередное изменение конкурсной процедуры все равно не решит всех проблем. Мы взяли цели и инструменты, которые у нас не соотносятся. Параллельно есть глобальная проблема с тем, кто кому подчинен. Если этот вопрос мы не решим, конфликты будут возникать постоянно".
На вопрос, нет ли разочарования в том, как проходит реформа, Татьяна Ковтун ответила: "Я не разочарована. Но опасаюсь отмены реформы в связи с выборами".
В 2017 г. в 12 реформируемых органах власти было потрачено 103 млн грн. На зарплаты, оборудование, ремонт. Значительную сумму (187 млн из 290 млн грн) вернули в бюджет. "Во-первых, начали очень поздно. Во-вторых, проводить такие вещи с годовым циклом бюджетного планирования нереально", - отмечает собеседница.
Подробнее о внедрении института госсекретарей в министерствах читайте в материале Аллы Котляр "Татьяна Ковтун: "У нас нет четкой договоренности о том, кто такой госсекретарь"" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".