Создается впечатление, что и предыдущая власть, и нынешняя, для которых общим знаменателем оказался Арсен Аваков, не имела и не имеет мало-мальски осознанного понимания, для чего предназначена Национальная гвардия. Даже в Стратегии развития органов системы МВД на период до 2020 г. она мимоходом упоминается один раз. Часто НГУ используют как средство заткнуть дыры - некому конвоировать подсудимых и осужденных, не хватает патрульных полицейских на улицах, некого поставить в качестве кордона на мирных собраниях? Повсюду это приходится делать нацгвардейцам.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишут Михаил Каменев, руководитель ОО "Правозащитная инициатива", и Степан Золотарь, юрист, председатель Фонда региональных инициатив. По их мнению, для начала следует провести ревизию функций и полномочий, чтобы дать четкий ответ на вопрос: в каком виде должна функционировать Национальная гвардия Украины?
"Думается, наиболее целесообразно - разграничить военные и полицейские полномочия в мирное время, - отмечают эксперты. - Следует лишить Нацгвардию правоохранительных функций и передать соответствующие подразделения вместе с вооружением и техникой в Национальную полицию, а затем подчинить гвардию министру обороны. За ней должны остаться полицейские полномочия в режиме военного положения. Для усиления вооруженных сил необходимо развивать войска территориальной обороны (резерв). Охрана общественного порядка в мирное время должна быть демилитаризована и лишена прямого влияния президента.
Подробнее о проблемах с Нацгвардией читайте в материале Михаила Каменева и Степана Золотаря "Жандармерия Зеленского" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".