Вице-спикер Верховной Рады Украины Руслан Кошулинский сомневается, что временные рамки, предусмотренные в законе о референдуме, позволят провести всеукраинский референдум 25 мая без внесения изменений в данный закон.
"Вряд ли можно будет в такие скорые сроки по народной инициативе или по другой инициативе провести всеукраинский референдум", - сказал он в комментарии агентству "Интерфакс-Украина".
При этом, вице-спикер пояснил: "Законодательство об общенациональном референдуме имеет временные рамки, в соответствии с которыми это может быть сделано".
"К огромному сожалению, в месячный срок вряд ли можно с действующим законом провести референдум 25 мая. Если в закон о всеукраинском референдуме будут внесены изменения по временным рамкам - да, это возможно", - добавил Кошулинский.
В Украине на данный момент действует закон "О всеукраинском референдуме", который Верховная Рада приняла в ноябре 2012 года. Однако, эксперты считают, что он выписан парламентским большинством еще во время президентства Виктора Януковича таким образом, чтобы иметь возможность манипулировать общественным мнением.
В частности, много критики вызывает порядок формирования окружных и участковых избирательных комиссий. Согласно закону, кандидатуры в состав окружных комиссий по референдуму вносят главы областных советов, а участковых комиссий - сельские, поселковые, городские головы.
В случае одновременного проведения референдума и президентских выборов необходимо вносить изменения о синхронизации законов в части использования окружных и участковых комиссий по президентским выборам для проведения и референдума.
Согласно закону о всеукраинском референдуме, на него не может быть вынесен вопрос об изменении территории Украины. Данный вопрос может быть урегулирован лишь путем вынесения на референдум вопроса о ратификации международного договора об изменении территории Украины.
Государственное устройство Украины определено в статье 2 раздела I Конституции: Украина является унитарным государством.
Законопроект о внесении изменений в разделы I "Общие положения", III "Выборы. Референдум", XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины" представляется в Верховную Раду Украины Президентом Украины или народными депутатами Украины, которые составляют не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады и, при условии его принятия не менее чем двумя третями от конституционного состава парламента, утверждается всеукраинским референдумом.
Напомним, в Комитете избирателей Украины (КИУ) скептически относятся к идее проведения всеукраинского референдума по вопросу государственного устройства Украины и одновременно с президентскими выборами 25 мая. "Решение о проведении всеукраинского референдума одновременно с президентскими выборами, если и будет приниматься, то вновь-таки – исходя исключительно из политической целесообразности", - заявил председатель правления КИУ Александр Черненко.
Он напомнил, что КИУ и другие эксперты неоднократно критиковали закон о всеукраинском референдуме, который является несовершенным. По мнению эксперта, единственным оправданием проведения такого референдума может быть то, что это может снять определенным образом политическое напряжение. В целом он допускает возможность проведения такого референдума, но считает более целесообразным, чтобы это было сделано не одновременно с президентскими выборами. !zn
Читайте также:
КИУ: Проведение референдума одновременно с президентскими выборами приведет к хаосу