В Украине одним из очевидных кандидатов для подготовки базы последовательной реакции на вызовы мировой политики является корректировка написанного на колене закона «О санкциях». Богдан Бернацкий и Дмитрий Коваль в своей статье для ZN.UA «Как Украине получить международную субъектность с помощью санкций» объяснили, какие недостатки имеет вышеназванный закон.
В частности, закон «О санкциях» не выдвигает никаких требований к обоснованности или информативности решений, которыми вводятся санкции. Кроме того, как отметили авторы, в документе не определены органы, которые могли бы осуществлять мониторинг соблюдения санкций, а также не урегулирован порядок такого мониторинга. В качестве примера для сравнения авторы приводят Великобританию, где функционал целого ряда правительственных органов и департаментов включает отслеживание выполнения санкций.
Также в украинском законе отсутствует хотя бы упоминание об обходе санкций как явлении и возможности административной реакции на подобные процессы. Тогда как в британском законодательстве прописаны пространные нормы по обходу, а инструкции от управления финансовых санкций при Министерстве финансов еще подробнее ориентируют в том, что может считаться обходом.
Также авторы обратили внимание на то, что украинский закон не предусматривает возможности присоединяться к санкциям партнеров Украины или других международных организаций, кроме ООН и тому подобное. Все это делает украинские санкции слабыми и нелогичными для международной аудитории.
«Практика применения закона также пестрая. В последнее время санкции стали заменителем качественной правоохранительной, информационной и международной политики государства, поскольку ими пытаются решить вопрос внутренней повестки дня», - указали авторы.
Закон «О санкциях» Верховная Рада приняла еще в августе 2014 года. Тогда за документ в целом проголосовали почти 244 народных депутатов. Документ предусматривает несколько видов санкций. Среди прочего это блокирование и замораживание активов, запрет на деятельность в Украине, речь и работе в интернет-пространстве, приватизации, использовании лицензиями, а также транзит через ее территорию. Предусмотрено также специальные экономические меры в виде лицензирования, запрета на финансовые операции, а также «обычные санкции: запрет на въезд и перемещение».
Основанием для введения санкций закон определяет «действия иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, других субъектов, которые создают реальные и потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, ее экономической самостоятельности и / или нарушают права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства, приводят к оккупации территории, экспроприации или ограничению права собственности, причинению имущественного ущерба, созданию препятствий для устойчивого экономического развития, полноценного осуществления гражданами Украины принадлежащих им прав и свобод».