Работа Крымской платформы будет осуществляться на разных уровнях и направлениях. Саммиты и встречи министров иностранных дел позволят привлечь необходимое общественное внимание к проблеме оккупированного Крыма, скоординировать ключевые направления работы. Однако, кроме политического уровня, работа будет осуществляться и на ряде практических направлений, в рамках соответствующих экспертных рабочих групп, пишет в своей статье для ZN.UA первая заместитель главы украинского МИД Эмине Джапарова.
Автор пояснила, что среди практических приоритетов Крымской платформы есть:
- совершенствование международной политики непризнания попытки аннексии Крыма;
- усиление эффективности санкций;
- защита прав и свобод человека во временно оккупированном Крыму;
- сдерживание милитаризации полуострова и противодействие ее негативного влияния на региональную безопасность и свободу судоходства.
"Мы планируем заниматься и другими общими для всего региона проблемами, связанными с оккупацией, в частности экологическими, энергетическими и экономическими", - пишет Джапарова.
Она отметила, что международная политика непризнания оккупации Крымского полуострова, которую исповедуют практически все демократические государства должна стать более действенной и эффективной. Для этого ее целесообразно, как минимум, четко артикулировать в конкретных заявлениях и документах международных организаций, системно решать проблемы ее несоблюдение. Джапарова выразила надежду, что Крымская платформа сделает свой вклад в это дело.
Первая замглавы МИД указала на то, что санкции должны стать значительно сильнее и более скоординированными. Украина должна разработать мощную собственную санкционную политику и скоординировано с партнерами активно ее применять против РФ и других правонарушителей.
"Россия дает для этого очень много и причин, и поводов. Это - наиболее действенный инструмент, который мы имеем в своем арсенале в рамках политико-дипломатического пути деоккупации. Но для того, чтобы санкции смогли сыграть свою роль, они нуждаются в серьезной работе", - пишет автор.
Кроме того, более системного ответа требуют и нарушение Россией прав и свобод человека в оккупированном Крыму и обязательств страны-оккупанта согласно международному гуманитарному праву. Джапарова надеется, что одобренный ЕС в конце прошлого года Глобальный механизм санкций за нарушение прав человека в полной мере используют для сдерживания режима политических репрессий, этнической и религиозной дискриминации, введенных оккупационными властями в Крыму.
Мировой опыт также свидетельствует о значительной эффективности санкционных ограничений в финансовой сфере для возвращения игроков, игнорирующих законы цивилизованного общежития, к международно-правовому контексту. И Россия в этом случае не исключение. Определенные санкции, введенные в отношении ряда российских банков с государственной долей собственности, не исчерпывают всех возможностей международного сообщества в этой сфере. То же касается и энергетической сферы и сферы технологий.
"Разве можно давать Москве возможности для полноправного участия в международной финансовой системе, в системе энергетической безопасности континента, для передовых технологий. Ведь это только усилит агрессора, не получил отпора за свои незаконные действия, в экономическом, технологическом и военном плане, как и его потенциальную опасность для регионального и глобального мира и стабильности", - пишет Джапарова.
Первая замминистра добавила, что действенные санкции, безусловно, стоят дорого. Однако, война и дискредитация основных принципов международного права, мира и порядка, является дорогой. Безнаказанность агрессивной политики Кремля может подорвать стабильность, значительно повысить риски и ухудшить долгосрочные экономические перспективы Европы.
Подробнее о цели Крымской платформы и о том, как она соотносится со Стратегией по деоккупации и реинтеграции Крыма, читайте в статье Эмине Джапаровой "Локомотив деоккупации Крыма".