Как сообщало ZN.UA, Конституционный Суд в конце февраля с. г. уже предпринимал скрытую попытку вопреки Конституции и закону вернуть на должность Станислава Шевчука, уволенного в мае 2019 года за совершение им существенного дисциплинарного проступка, грубое и систематическое пренебрежение своими обязанностями, что несовместимо со статусом судьи КСУ. Тогда такое решение принять не удалось.
13 марта 2023 года истек девятилетний срок пребывания Шевчука в должности судьи КСУ, что вообще сделало невозможным в принципе возвращение к этому вопросу.
Однако, как сообщили источники ZN.UA, 16 марта КСУ принял постановление о передаче очередного заявления Шевчука (об отмене постановления от 14 мая 2019 года и освобождении его от должности судьи КСУ в отставку) на рассмотрение постоянной комиссии по вопросам регламента и этики «для предоставления соответствующего заключения».
При этом указанное постановление скрыли от общества – его не разместили на официальном сайте КСУ. Но это постановление есть в распоряжении ZN.UA и наши читатели могут ознакомиться с его содержанием.
По данным ZN.UA, указанная комиссия из-за расхождения позиций ее членов не дала такого вывода. Так, член этой комиссии Виктор Кичун внес предложение признать юридически невозможным рассмотрение комиссией заявления Шевчука, учитывая отсутствие для этого правовых оснований.
В своем обращении к главе комиссии Василию Лемаку и другим коллегам, которое есть в распоряжении ZN.UA, судья Виктор Кичун отметил, что деятельность КСУ по рассмотрению заявления Шевчука имеет откровенно противоправный характер, исходя из того, что:
- заявление Шевчука вообще не подлежит рассмотрению КСУ, поскольку: в нем поднимаются вопросы, решения которых не относятся к полномочиям КСУ; оно подано ненадлежащим субъектом (согласно ст. 149-1 Конституции и ст. 21 Закона заявление об отставке с должности судьи может быть подано только действующим судьей, а Шевчук с 2019 года им не является);
- принятое постановление является явно неправовым актом, поскольку оно: 1) принято на незаконном заседании КСУ; 2) принято по вопросу, который по закону не является предметом рассмотрения специального пленарного заседания КСУ (следовательно – с выходом КСУ за пределы своих полномочий); 3) принято при отсутствии правовых оснований для такого решения КСУ (в постановлении не приведена ни одна норма права, которая была бы прямым основанием для рассмотрения указанного вопроса на специальном пленарном заседании и принятия такого решения); 4) абсолютно юридически необоснованной (в постановлении не приведен ни один юридический аргумент, который бы обосновывал законность его принятия); 5) содержит поручение (обязательство) комиссии, исполнение которого не входит в ее компетенцию.
Виктор Кичун отмечает, что, учитывая откровенное игнорирование закона и очевидную предвзятость, которые наметились в деятельности КСУ относительно рассмотрения заявлений Шевчука, заключение комиссии очевидно будет использовано для противоправной реабилитации Шевчука. Из собственных источников ZN.UA стало известно, что такое решение КСУ, помимо прочего, с высокой вероятностью приведет к незаконной выплате из бюджета Шевчуку вознаграждения судьи за время «вынужденного прогула» (около 17 млн грн) и назначению ему ежемесячного пожизненного денежного содержания в размере около 200 тысяч грн.
Напомним, 14 мая 2019 года судьи КСУ (12 из 16 присутствовавших на заседании) выразили недоверие главе Конституционного суда Станиславу Шевчуку и проголосовали за его увольнение с должности судьи.
Согласно заключению постоянной комиссии по вопросам регламента и этики Шевчука уволили с должности судьи КСУ за превышение им служебных полномочий, давление на судей, грубое и систематическое пренебрежение своими обязанностями, политизацию деятельности суда, злоупотребление властью, "что несовместимо со статусом судьи Конституционного Суда Украины".
Интересно, что именно Станислав Шевчук считает ответственным за решение КСУ об отмене уголовной ответственности за незаконное обогащение, принятое в феврале 2019 года, после которого НАБУ пришлось закрыть ряд резонансных дел.