В Киеве состоялся Форум сторонников избирательной реформы, целью которого стала наработка общей стратегии противодействия откату десятилетней кампании по внедрению в Украине пропорциональной избирательной системы с открытыми списками.
Такие риски появились после регистрации в парламенте законопроектов №6444 и №6444-1 о восстановлении смешанной (пропорционально-мажоритарной) системы выборов народных депутатов и заявления лидера фракции «Слуга народа» Давида Арахамии.
Несмотря на поддержку открытых списков, участники Форума осознают, что Избирательный кодекс в его нынешней редакции нуждается в совершенствовании, в частности, в устранении недостатков, касающихся процедур и других аспектов.
В рамках дискуссии старший аналитик Гражданской сети ОПОРА Александр Клюжев спросил у представителей разных политических сил, какими, по их мнению, должны быть ТОП-3 или ТОП-5 приоритетов по совершенствованию Избирательного кодекса.
Глава партии «Слуга народа», замглавы фракции в парламенте Елена Шуляк отметила, что ее приоритетами изменений в Кодекс является пересмотр избирательной квоты, сохранение гендерных квот и решение вопроса с недобросовестным использованием кандидатами процедуры изменения избирательного адреса среди избирателей.
Шуляк привела в пример местные выборы, когда 67 депутатов местных рад смогли зайти туда без единого голоса избирателя только потому, что были в проходной части списка. Существующая практика, по ее мнению, открывает путь к политическим спекуляциям, манипуляциям и торговле местами в «проходной» части списка.
«Поэтому это ТОП-1, что можно сделать, чтобы улучшить политическую конкуренцию в парламенте. Есть дискуссия, что избирательную квоту 25% можно снизить до 5% или до какого-то другого уровня. Но эта проблема точно есть, и ее нужно решать», – отметила политик.
По словам Елены Шуляк, хромает и вопрос гендерных квот. В частности, в том, что касается вопроса выдвижения кандидатов и кандидаток; когда во время съезда определенной политсилы согласовываются одни кандидатуры, а в избирательную комиссию подаются документы разного качества. Шуляк предполагает, что это делается специально, чтобы кандидатам-женщинам отказали в регистрации.
«Это проблема №2, с которой нужно больше поработать. У нас были страшные баталии в Комитете по поводу гендерной квоты, мы так тяжело боролись и так тяжело ее утверждали, что точно не можем дать слабину в практической реализации», - добавляет она.
Решения требует и проблема со сменой места жительства. В свое время с ней столкнулись вынужденные переселенцы из Донбасса и Крыма.
«Когда у тебя есть цифровая подпись или ты лично обратился и тебя как избирателя очень легко зарегистрировали. С одной стороны, мы пошли на упрощение, на цифровизацию, а с другой стороны недобросовестные кандидаты очень быстро смогли на местных выборах использовать это несовершенство процедур для того, чтобы нечестно работать на избирательном поле», - добавляет глава партии власти.
Народный депутат от партии «Голос» Роман Лозинский подчеркнул, что положительным аспектом было бы уменьшение в Избирательном кодексе компромиссных норм и уменьшение избирательной квоты до 5%.
«Допускаю, если будет активизирован процесс на парламентском уровне возвращения к смешанной системе с мажоритарной составляющей, то в поисках голосов может стоять не только вопрос мажоритарщиков и других голосований, но и список вопросов в самом ИК. Как часто бывает предметом дискуссий. Мне кажется, что честным результатом честной дискуссии должна быть минимизация появления таких норм как было с депутатскими группами и квотами в избирательных комиссиях, игра с залогами и ценз», - отметил он.
По словам Лозинского, даже 5% избирательная квота, если делать обсчеты, показывает, насколько реалистично для людей, реально отрабатывающих свою избирательную кампанию, стать соседями тех, кто находится в первой девятке.
Глава внепарламентской партии «Народовладдя» Юрий Левченко главными проблемами Избирательного кодекса назвал слишком высокий залог, наличие проходного 5% барьера, завышенную избирательную квоту в 25% для продвижения внутри списка и отсутствие списка беспартийных для баллотирования без партий.
«Настоящей молодой партии, которая развивается по лучшим практикам развитых стран, собрать для залога по состоянию на сегодняшний день 65 млн грн (а в 2023 году это может дойти и до 80-85 млн грн), объективно говоря нереально или почти нереально. Поэтому первый вопрос уровня залога – его нужно абсолютно уменьшать, и мы предлагаем его снизить с 1000 минимальных заработных плат до 100 минимальных заработных плат с возможностью сбора подписей, если нет возможности собрать даже 100 минимальных заработных плат для регистрации», - отмечает Левченко.
Действующий проходной барьер политик также считает завышенным и тормозящим развитие молодых политических сил. По мнению Левченко, избирательный барьер нужно отменить как играющий на руку сторонникам возвращения к мажоритарке.
«Эта нынешняя система, которая сейчас действует и должна вступить на следующих выборах – открытые региональные избирательные списки – на самом деле, она позволяет математически отменить барьер вообще. И, в сущности, барьером станет избирательная квота на одного народного депутата», - добавил он.
По его мнению, преодолеть 25% избирательную квоту для большинства кандидатов в списке практически не реально, что подтверждают местные выборы 2020 года. В горрадах крупных городов, областных центров, практически нет депутатов, попавших туда в результате «перепрыгивания».
Еще один момент касается залога и проходного барьера, которые усложняют или делают баллотирование невозможным. В этом контексте чаще всего упоминается вопрос, невозможности участвовать в выборах без партий.
«Давайте посмотрим на первоначальную редакцию Кодекса и увидим, что там есть так называемые списки независимых кандидатов или списки беспартийных, – предлагает Левченко. – То есть люди, которые могут во время избирательного процесса объединиться, вместе собраться и выдвинуть свой список без привязки к политической партии. И если внести это изменение в избирательное законодательство, это выбивает последний козырь из рук сторонников мажоритарки».
Представитель фракции «Европейская Солидарность», соавтор законопроекта Избирательного кодекса в VIII созыве Андрей Парубий отметил, что все замечания могут быть предметом дальнейших политических дискуссий, главное – не менять философию и принцип открытых избирательных списков.
«Может ли быть опущен барьер? Может. Может ли он быть снят вообще? Скажу так: технически Избирательный кодекс это допускает, но это может привести к очень большой неструктуризации самого парламента и бесконечным спикериадам создания большинства. Может ли быть уменьшен шаг? Может быть. Я считаю, пакет дискуссий может быть достаточно широк. Главное – не изменить саму философию, что с одной стороны это должен быть человек, привязанный к региону, с другой стороны должен быть шанс изменения той последовательности, которая написана у кого-то в кабинете под непонятными влияниями», - резюмировал он.
Первый заместитель представителя президента Украины в АР Крым Дарья Свиридова отметила положительные нормы действующего Избирательного кодекса, в том числе в части обеспечения избирательных прав вынужденных переселенцев.
Она напомнила о том, что в марте 2017 года был разработан и зарегистрирован законопроект, расширивший избирательные права этой категории граждан. Позже его нормы были имплементированы в текст нового Кодекса.
«Решение этого вопроса на законодательном уровне в итоге привело к защите прав не только ВПЛ, но и большого количества лиц, фактически проживающих не по адресу своего зарегистрированного места жительства», - объясняет Свиридова.
Коммуникатор организации Fight For Right Таня Герасимова отметила преимущества норм Избирательного кодекса и в обеспечении прав людей с инвалидностью, в том числе в вопросе ответственности за их невыполнение.
«В Избирательный кодекс впервые вошли положения, обязывающие государство обеспечить избирательные участки доступом для маломобильных граждан. Более того, была предусмотрена юридическая ответственность за невыполнение этих норм», - сказала она.
Старший советник ОПОРЫ по юридическим вопросам Ольга Коцюруба отметила, что честные и справедливые выборы невозможны без системы обжалования. Она сравнила статистику судебных решений судов по избирательным нарушениям в 2014 году и 2021-м, когда уже работают изменения в Уголовный кодекс.
«Когда мы в 2014 году впервые начали системно анализировать решение судов, по результатам выборов президента в 2014 году до суда были доведены 13 уголовных производств. Уже в 2019 и 2021 годах таких дел – 73. Конечно, нас не впечатляет эта цифра сама по себе, но нужно понимать, что начиналась она с 13», - объясняет она.
В 2021 году было вынесено 12 приговоров, касающихся привлечения ответственности за подкуп избирателей. С момента введения новой статьи в Уголовном кодексе, касающейся фальсификаций избирательных документов, уже есть 20 приговоров. По ее мнению, пока нельзя утверждать победу над безнаказанностью, но есть поступательное движение, чтобы количество привлечений к ответственности росло.
Мероприятие организовала Гражданская сеть ОПОРА совместно с Международным фондом избирательных систем (IFES) при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Министерства международных дел Канады (GAC) и британской помощи (UK aid) от правительства Великобритании. Мнения, высказанные на мероприятии, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды USAID или Правительства Соединенных Штатов, Министерства международных дел Канады или Правительства Канады и Правительства Великобритании.
Высказывания действующей власти о возможности возвращения к пропорционально-мажоритарной избирательной системе вызвали эмоциональную критику и заявления в стиле «все пропало, демократия в опасности». Однако международный опыт не дает однозначных рецептов и не называет идеальных избирательных систем.
Почему правящей партии не подошла пропорциональная система и какие изменения могут быть внесены в Избирательный кодекс в следующем году, читайте в материале Игоря Попова «Открытые списки под угрозой» в ZN.UA.