Объединенная группа экспертов Национального института стратегических исследований и Украинского института исследований безопасности при участии некоторых структур Национальной академии наук Украины пришла к заключению, что для Украины существует возможность осуществления оперативного "квантового" скачка в перевооружении сил обороны - путем создания "технокластера", то есть координационной структуры по развитию наиболее перспективных оборонных технологий. Это технологии, изменяющие формат современного боя, а в дальнейшем - и формат будущей войны. Еще до ревизии технологического поля профильные эксперты выделили такие направления, как развитие БАК и робототехники различного назначения, развитие систем управления войсками, радиоэлектронной разведки и РЭБ, РЛС обнаружения и средств защищенной связи. А кроме того, выделение в отдельную ветвь исследований и разработок оружия на иных физических принципах. На поверку оказалось, что в Украине есть и такие возможности. В частности, создание оружия нелетального действия - с факторами воздействия импульсов на человека (от болевого восприятия до потери сознания). Использования технологий нелетального кинетического и химического воздействия, электромагнитного излучения, специальной акустики. А также средств воздействия на ВВТ противника.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР). По его словам, это все не фантастика, а результат предварительного изучения экспертами возможностей создания Украиной ассиметричного щита сдерживания российской агрессии.
"Принимая во внимание, что разработки новых высокотехнологичных вооружений ныне почти полностью сосредоточены в частном секторе, а также непримиримость нынешней власти к идее создания министерства оборонной промышленности, для разработки передовых технологий должен быть создан государственный орган, например, Агентство по развитию оборонных технологий. Разумеется, такая структура должна функционировать в соответствии со стратегическим оборонным планированием. Фактически, такой орган по принципу американской DARPA должен формулировать, что нужно силам обороны и как это сделать. И координировать работу государственно-частных консорциумов, в которых могут участвовать государственные исследовательские институты, частные предприятия, структуры НАНУ, университеты и, при необходимости, частные компании, в том числе иностранных государств, - отмечает эксперт. - Эксперты рассмотрели две логические версии создания такого агентства - как отдельного в подчинении Кабинета министров Украины (по принципу ГКАУ), так и в подчинении Минобороны. Второй подход кажется более предпочтительным, поскольку в этом случае министр обороны как член правительства принимает направления развития технологий и готовит их к утверждению правительством (после чего они получают статус "защищенных" госпрограмм, то есть не зависящих от распределения годового госбюджета). Ключевым элементом успеха может стать формирование в рамках работы "технокластера" нескольких (4–5) "защищенных" государственных программ".
Эксперты при этом считают, что 3–6 млрд грн ежегодно - вполне подъемная цифра (для сравнения: бюджет американского агентства DARPA в 2010 г. составлял 3 млрд долл.). Особенно если вспомнить, что речь идет о защите государства и развитии высокотехнологичного сектора экономики.
Автор подчеркивает, что в дополнение возможно и создание специального Фонда инновационных разработок в сфере безопасности, который мог бы наполняться различными способами. Во-первых, путем направления 30% прибыли спецэкспортеров (вместо перечисления в госбюджет, как ныне). Во-вторых, путем использования средств от приватизации предприятий ОПК. В-третьих, путем привлечения инвестиций от частных и иностранных инвесторов, которые могут быть мотивированы возможностью реализации результатов разработок как в рамках гособоронзаказа, так и на рынках третьих стран.
Подробнее о хроническом недофинансировании армии читайте в статье Валентина Бадрака "Бюджет-2020: шлагбаум для развития армии" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".