У «Слуги народа» серьезные разногласия в отношении продолжения реформы. По информации источников ZN.UA в партии есть, как минимум, четыре центра влияния, которые по-разному видят развитие ситуации.
Изначально принятый профильным комитетом вариант был такой: голосование постановления об утверждении новых районов, изменения в бюджетный кодекс в части закрепления финансов и полномочий на уровне громад, изменения в Избирательный кодекс и только потом постановление о назначении выборов.
Однако критичная нехватка времени до возможного по конституционным срокам объявления выборов и затянувшееся рассмотрение закона об игровом бизнесе, – внесли коррективы. Решили сначала голосовать за проект постановления о выборах, а потом все остальные законы.
Проблема в том, что из постановления решением комитета был исключен п. 6.2. касающийся назначения парламентом выборов в новосозданных громадах и районах. Это право есть у Центральной избирательной комиссии.
Однако по информации ZN.UA, ЦИК, зная сложность и противоречивость вопроса о сохранении/ликвидации субрегионального уровня самоуправления, категорически отказалась брать на себя ответственность за объявление/необъявление выборов в райрады.
Профильный комитет, о заседании которого сообщил глава «Слуги народа» Александр Корниенко, по нашей информации так и не успел собраться и откорректировать свое решение. Поэтому голосование и перенесли.
Более того, появилась информация о том, что сейчас реализуется изначальный сценарий, о котором ZN.UA уже писало в материале «Судный четверг. Завалят ли мэры децентрализацию?». Где речь шла о том, что оставляя субрегиональный уровень и соответственно районные рады, власть страхуется от провала на выборах на уровне громад.
«Скорее всего, они просто ведут линию, которой боялись мэры — оставят райрады и потом, проиграв выборы в громадах, заберут у них часть полномочий и денег и отдадут районам. Возможно это взаимовыгодный сговор власти с элитами районного уровня. Мы оставляем вам полномочия и деньги — по сути сохраняем вас и кормушку, а вы идете под нас. Та самая продажа франшизы на районном уровне», - рассказал источник.
В подтверждение этой версии служит уже публичный факт, что законопроект №3614 об изменениях в Бюджетный кодекс будут голосовать в первом чтении, а не в целом пакетом вместе с постановлением о новых районах.
Есть еще один сценарий, о котором говорят источники в комитете. Но это, в случае, если все-таки будут рассматриваться изменения в Избирательный кодекс. Глава профильного комитета ЦИК Клочко через систему СЭДО уже зарегистрировал законопроект о том, что все решения местных советов принимаются 2/3 голосов. В сочетании с нормой об императивном мандате на местном уровне, которая есть в поправках к Избирательному кодексу, это история про проигравшую местные выборы партию власти, но получившую путем манипуляций с законодательством «золотую акцию».
Однако, вероятность рассмотрения и принятия закона об изменениях Избирательного кодекса с каждым днем все уменьшается.
Важно отметить также, что само постановление №3650 по районам, которое собираются голосовать завтра, находится в зоне риска.
Верховная Рада во время заседания 13 июля должна была рассмотреть проект постановления, который датой проведения местных выборов определяет 25 октября 2020 года. Однако после того, как профильный комитет заявил о срочной необходимости внести изменения в постановление, его сняли с рассмотрения.
В своей статье для ZN.UA Инна Ведерникова сообщила о том, что рассмотреть поправки в Избирательный кодекс народные депутаты планируют 16 июля - предпоследний день третьей сессии Верховной Рады девятого созыва. Подробнее о причинах такого решения читайте в статье Инны Ведерниковой “Власть валит свой же закон об изменениях в Избирательный кодекс. Почему?”.