«Слуга» Куницкий развивает свой бизнес под куполом Рады - «Схемы»

Поделиться
«Слуга» Куницкий развивает свой бизнес под куполом Рады - «Схемы» © UA: Харків
Несмотря на требования закона, депутат активно помогает связанной с ним фирме, занимающейся экспортом электрокаров и производством зарядных станций.

Народный депутат Александр Куницкий, который прошел в Верховную Раду как мажоритарщик от «Слуги народа», несмотря на запрет, совмещает политическую деятельность с развитием собственного бизнеса, говорится в расследование проекта «Схемы. Коррупция в деталях».

Куницкий активно помогает связанной с ним фирме «Автоэнтерпрайз», занимающейся установкой зарядных станций для электрокаров и их импортом из-за рубежа.

Кроме того, Куницкий пользовался своим правом депутатского обращения, чтобы «спасти» компанию от уголовных производств, пытался установить ее электрозаправки у здания парламента и подавал законопроекты в интересах конкретного бизнеса.

Для рекламы компании он выбирает образ блогера ZPSanek, который принес ему популярность и открыл двери в политику. В этом амплуа Куницкий спорил с «ГАИшниками», а позже - с полицией, и выкладывал отснятые ролики в сеть.

Впрочем, одной лишь рекламой в Киеве депутат не ограничился - журналисты нашли отдельный сайт, созданный в июне 2020 (то есть, когда Куницкий уже был народным депутатом). На главной странице парламентарий призывает «стать его партнером и вместе с ним инвестировать в «Автоэнтерпрайз»». Примечательно, что фамилия Куницкого там нигде не указана - только никнейм ZPSanek.

Схемы

В комментарии «Схемам» относительно участия депутата в рекламной кампании представитель бизнеса заявил, что Куницкий к ней отношения не имеет, и пожаловался на «происки конкурентов».

Харьковские бизнесмены

За годы своего существования «Автоэнтерпрайз» успел стать влиятельным игроком рынка экоавтомобилей в Украине.

Этот харьковский бизнес имеет несколько направлений: ввоз электромобилей из-за рубежа для продажи и аренды; их ремонт; изготовление зарядного оборудования для электрокаров; установка и обслуживание электрозарядных станций; организация услуг такси с «электро-автопарком».

По своей структуре группа «Автоэнтерпрайз» объединена в пул компаний, состоящий примерно из десятка фирм. Все они связаны между собой общими директорами и учредителями. Но главным действующим лицом здесь выступает харьковский бизнесмен Дмитрий Никонов.

Схемы

Сам Куницкий в структуре собственности этих компаний формально никогда не фигурировал. До похода в парламент он получал здесь зарплату и финансово взаимодействовал с бизнесом как ФЛП.

Действующий парламентарий никогда не скрывал сотрудничества, наоборот, много раз публично ассоциировал себя с группой компаний «Автоэнтерпрайз» и выступал от ее имени. А Дмитрий Никонов в документах прямо называл его своим бизнес-партнером. Куницкий и Никонов даже вместе ходили на телеэфирры.

«С тех пор и до сих пор в структуре собственности компании ничего не изменилось, а Куницкий продолжал продвигать этот бизнес в своих ютуб-роликах», - говорится в материале.

Летом 2019 Дмитрий Никонов также пытался избраться в ВР, но его кандидатуру партия не утвердила.

Но в комментарии «Схемам» Никонов эту информацию отрицал: «Я не был кандидатом ... Меня в «Слуге народа» просили ... Я им говорю: ребята, я - бизнесмен, я должен на работе быть, я - конструктор, я - инженер, я - программист, но я не могу сидеть и нажимать кнопочку. Это слишком маленькая для меня задача».

Однако Никонов согласился быть помощником народного депутата Александра Куницкого. Стандартно - на общественных началах.

Проблемы «Автоэнтерпрайз»

Проблемы у компании начались осенью 2018 - харьковские налоговики проверяли компанию «Тесла моторс», которая входит в группу «Автоэнтерпрайз» и установили недоплату налогов на сумму около 20 млн гривень.

Никонов и Куницкий с этим не соглашались, приходили в харьковскую налоговую, а юристы компании предоставляли свои возражения. А водители «Экотакси», входящей в эту же бизнес-группу, даже выходили на протесты под офис фискалов.

Через полгода налоговики установили и другие нарушения. Например, что в «Тесла моторс» частично продавали электрокары за наличные и не платили с этого налоги, выводили деньги на связанных ФЛП, не имея подтверждения для этих платежей.

За все злоупотребления в конечном итоге им выписали штрафы на сумму более 220 млн гривень.

Параллельно группой компаний «Автоэнтерпрайз» заинтересовалось следственное управление финансовых расследований Офиса крупных налогоплательщиков ГФС в сотрудничестве с Генпрокуратурой.

Их расследование установило, что при ввозе машин из США и продажи электрокаров в Украине харьковские бизнесмены занижают их стоимость и уклоняются от уплаты налогов, нанося ущерб госбюджету.

К тому же Никонов, по версии следствия, организовал деятельность службы такси в Харькове без лицензии и с использованием работы неоформленных сотрудников. А зарядные устройства для электромобилей производились без необходимых сертификатов и деклараций соответствия.

В дополнение ко всему уголовное производство начало еще и Государственное бюро расследований. Подозрение пало на таможенников в том, что они за взятки помогали занижать таможенные платежи при ввозе электрокаров Chevrolet Volt фирмой ООО «Экомобиль» из орбиты «Автоэнтерпрайз».

В «Автоэнтерпрайзе» жалуются на «давление на бизнес». Однако оно не мешает компании расширяться, увеличивая объем экспорта электрокаров и устанавливая новые станции. А в июне 2020-го состав группы компаний пополнился еще одной фирмой, с уставным капиталом в 1 млрд гривень.

Под парламентской «зонтиком»

Каждый мажоритарщик обязательно должен иметь общественные приемные. Приемные Куницкого расположены в Харькове, одна из них - по адресу улица Академика Павлова 271А. По этому адресу располагается и офис компании «Экомобили».

Таким образом компания из группы «Автоэнтерпрайз» защищена от обысков, ведь приемная народного депутата по закону неприкосновенна. А для того, чтобы провести в приемной обыск, следователь должен получить личное согласование генеральным прокурором.

По этому же адресу прописана фирма ООО «Автоэнтерпрайз», которая фигурирует в другом уголовном деле следователей ГФС.

В еще одной приемной депутата Куницкого на улице Рудика, 6 расположены две компании из пула «Автоэнтерпрайз»: производственные мощности НПП «Система», на которых изготавливают электрозарядное оборудования, и ООО «Автоэнтерпрайз Харьков», которая фигурирует в уголовном производстве.

«Это предохранитель. Генеральный прокурор - он же не может просто согласовать, говорит, давайте ходатайство, я подписываю и проводите обыск. Это целая процедура, у генерального прокурора есть соответствующее подразделение, которое будет это изучать, то есть, это может быть длительный процесс. Конечно, можно считать, что это просто такая страховка бизнеса », - объясняет юрист Центра противодействия коррупции Андрей Савин.

К тому же, Куницкий, хоть и не сразу, стал членом комитета ВР по правоохранительной деятельности. Теперь к руководству правоохранительных органов, которые часто приходят отчитываться в этот комитет, у Куницкого будут вопросы. И не только о реформе полиции, предполагают журналисты.

Коррупционер в законе

Еще одним инструментом защиты бизнеса остается депутатское обращение, которое является обязательным для ответа.

Как выяснили «Схемы», уже на второй месяц своего депутатства, парламентарий Куницкий написал обращение к тогдашнему генеральному прокурору Руслана Рябошапке. К письму на официальном депутатском бланке он приложил письмо от директора фирмы «Экомобили» - жалобу на действия следователей ГБР.

Журналистам удалось получить несколько звуковых сообщений, которые депутат Куницкий якобы пересылал своему товарищу в мессенджере WhatsApp, когда во время работы в парламенте они обсуждал совместные бизнес-дела.

«У нас сейчас бюджет, продолжили заседание. Сегодня Рябошапка у нас в комитете ждет, пока мы все освободимся и пойдем его мять... Напомни мне по поводу уголовного производства, что там?», - говорит голос, похожий на голос Куницкого, на записи от 18 октября 2019 года.

Действительно, в тот день Руслан Рябошапка приходил на правоохранительный комитет в Верховную Раду.

А уже через четыре недели письмом за подписью генпрокурора Рябошапки депутату Куницкому сообщили о том, что досудебное расследование продолжается, и признаки нарушения законодательства не выявлены.

Впрочем, обращение в Государственное бюро расследований, которое тогда возглавлял Роман Труба, оказалось более удачным: уже на следующий день бюро открыло уголовное дело против налоговиков, которые заподозрили «Автоэнтерпрайз» в финансовых махинациях, по статье «противодействие законной хозяйственной деятельности».

Ни в одном из обращений Куницкий ни словом не обмолвился о том, что имеет личное отношение к этому бизнесу, а Дмитрий Никонов является его официальным помощником. Что является нарушением антикоррупционного законодательства. И теперь Куницкому грозит штраф и внесение в Реестр коррупционеров.

Сам Никонов говорит, что у него нет проблем с бизнесом и помощь Куницкого ему якобы не нужна.

Собственная зарядная станция прямо во дворе ВР

Впрочем, свои полномочия депутат использовал не только для помощи «Автоэнтерпрайза». Одно из обращений Куницкого адресовано компании «ДТЭК Киевские электросети», которая отвечает за все электросети и подключение к ним в столице.

В нем депутат интересуется возможностью установки зарядной станции производства той же компании на одной из трансформаторных подстанций на улице Евгения Коновальца, 34а.

Дошло до того, что интересы «Автоєнтерпрайз» Куницкий продвигал прямо в стенах парламента. Хотел установить зарядное устройство во дворе парламентских комитетов на Садовой 3а, тоже лично заимаясь этим вопросом.

Кроме документов, об этом свидетельствуют, и аудиосообщения:

«Я договорился с аппаратом Верховной Рады о том, что нам дают возможность поставить зарядную станцию ​​на их территории. Можно обычную, можно на три носика, но я думаю, что обычную можно, настенную поставить здесь. Мне надо дать им контакт чей-то, там, руководителя аппарата, чтобы он связался, мы это как бы все оплачиваем, они нам дают возможность. И все, и мы ставим эту зарядную станцию. Просто, чтобы ты был в курсе и сказал мне, с кем связаться, с кем их связать, охрану, аппарат и так далее».

Аутентичность голоса Куницкого на ней подтвердили специалисты Национального центра медиа-экспертиз научно-образовательного центра Университета Колорадо в Денвере, созданного при поддержке Министерства юстиции США.

В самой Верховной Раде журналистам также подтвердили, что депутат Куницкий обращался с идеей установить во дворе парламентских зданий зарядную станцию ​​для электромобилей. Но тоже не упоминал о том, что это и его бизнес. Впрочем, он получил отказ - из-за отсутствия механизмов.

«Слуга», но не народа

Как депутат Куницкий подал три законопроекта, непосредственно связанные с электромобилями. Первый из них он единолично инициировал в первую неделю работы нового состава парламента.

В документе предлагалось разрешить операторам сетей зарядных станций не получать лицензии на торговлю электроэнергией. Однако Нацкомиссия по вопросам регулирования в энергетике еще 1,5 года назад разъяснила, что лицензии сетям электрозаправок не нужны.

Также Куницкий предлагал сократить сроки согласования установки зарядок до одного дня и не требовать специальных разрешений.

Но предложенные депутатом нововведения должны были коснуться только скоростных станций большой мощности и комбинированных. Более того, депутат предлагал Министерству энергетики обязать к 2025 году на всех новых АЗС ставить именно их.

Такие зарядки стоят дороже и малым операторам практически не по карману. Но именно у «Автоэнтерпрайз» есть собственная разработка и свое производство в Харькове зарядок так называемого комбинированного типа AC/DC.

Таким образом, после принятия этого законопроекта компания могла бы получить существенные преференции по сравнению с конкурентами. Что вызвало сопротивление других участников рынка.

В результате Куницкий отозвал этот законопроект и подал новый, уже предусматривающий упрощение условий для всех участников рынка электромобильной инфраструктуры. Правда, в феврале его тоже сняли с рассмотрения.

Автомобиль в «подарок»

Получает ли Куницкий деньги за такую ​​деятельность, журналистам установить не удалось, поскольку сразу после избрания депутатом он закрыл ФЛП, а среди владельцев группы компаний «Автоэнтерпрайз» он никогда и не фигурировал.

Но одна деталь о финансовых отношениях Куницкого с бизнесом, который он продвигает, является красноречивой. Депутат пользуется арендованной Nissan Leaf, которую ему «любезно предоставляет» ООО «Автоэнтерпрайз».

На сайте компании указано, что аренда точно такого электрокара 2013 выпуска стоит 30 долларов в день, если арендовать дольше чем на 20 дней, то есть, это около 900 долларов в месяц. Уже будучи депутатом, он арендовал ее за 2,5 тысячи гривень в месяц - примерно в десять раз дешевле.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме