Верховная Рада проголосовала за отставку Дениса Шмыгаля с должности премьер-министра, которую он занимал дольше всех своих предшественников. Такое решение поддержал 261 депутат. Согласно данным, обнародованным народными депутатами, против отставки не проголосовал никто, однако четверо присутствующих решили воздержаться, а 55 присутствующих народных избранников не приняли участия в голосовании.
Выступление Шмыгаля в парламенте перед увольнением началось с благодарности военным и народу за устойчивость, президенту Владимиру Зеленскому за сотрудничество, членам правительства за совместную работу, парламенту за сотрудничество и «конструктивную критику и предложения», а бизнесу за уплаченные налоги.
«Эти пять лет были самыми сложными в нашей истории. … Какими бы сложными ни были вызовы, мы всегда выполняли все социальные обязательства перед государством», - отметил Шмигаль, вспомнив пандемию коронавируса, перед которой началось его премьерство, и полномасштабную войну.
Согласно закону о Кабинете министров, принятие Верховной Радой решения об отставке премьер-министра влечет отставку всего состава правительства. В то же время находящийся в отставке Кабинет министров продолжает выполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного правительства. Новый глава правительства и его состав планируется назначить на заседании парламента 17 июля.
Исторический рекорд пребывания премьера на должности, невиданный в Украине, — больше пяти лет. Как Денису Шмыгалю это удалось?
Во-первых, Шмыгаль — уникальный бюрократ-флюгер. Самое главное — он президентских амбиций не имел, никаких собственных инициатив не генерировал и публично не артикулировал, а значит, медийно-политической угрозы для Зеленского не создавал. Он быстро осознал, что продолжительность его пребывания в правительстве зависит не от результатов деятельности для страны, а от настроения одного человека.
Во-вторых, правительство Шмыгаль себе не подбирал, список министров ему спускали сверху, это было правительство Зеленского и исключительно Зеленского, так что правительством Шмыгаль никогда не руководил — он лишь покорно исполнял приказы Банковой, с первого дня вынужденно отдав премьерский руль президенту и его «5–6 эффективным менеджерам». Постановлениями Кабмина и кадровыми назначениями он воплощал в жизнь все, что ему говорили: от «Великого крадівництва» до «яиц Резникова» и «АОЗ Умерова», от афер на таможне и налоговой до схем вывоза зерна и «налогообложения» атомной энергетики, от включения указанных сверху фамилий в санкционные списки до изъятия из кадровых распоряжений правительства фамилий нежелательных для Банковой лиц хоть во время проведения конкурсов, хоть даже после объявления победителей (БЭБ, САП), хоть на грани закона, хоть далеко за гранью — исполнение приказов было придирчиво добросовестным, никаких сбоев больше чем за пять лет. Шмыгаль — это автопилот без права определения курса.
В-третьих, назначением на пост премьер-министра Шмыгаль с уровня регионального бюрократа перепрыгнул сразу несколько важных управленческих ступенек, не имея ни политического опыта, ни политической поддержки, в отличие от многих украинских премьеров. Этот премьер не имел никакой даже минимальной опоры (фракции) в парламенте. Да, Арахамия был весомым партнером, но ножки кресла подломились, как только лидер фракции СН впал в немилость Банковой.
В-четвертых, Шмыгаль будет, наверное, первым украинским премьером, которого уволили не для того, чтобы «выпустить общественный пар» недовольства властью и сбросить балласт негатива власти. Вся власть давно сконцентрирована в руках Зеленского, поэтому успехи, как и негатив, все связывают исключительно с президентом, а фамилии премьера и большинства министров давно мало кого интересуют.
И напоследок. В чем же уникальность уволенного премьера-чиновника, которую мы должны отметить, за которую отдать должное и даже поблагодарить Дениса Анатольевича?
Давайте признаем: чужие, подобранные кем-то другим подчиненные, большинство из которых недееспособны и безынициативны, наглые и капризные начальники с ежедневными командами с Банковой, которые к тому же не понимают, презирают и ненавидят нормальную институциональную бюрократическую систему как таковую, стараются ее обойти и разрушить, а в придачу еще тяжелая война с ежедневными критическими вызовами и проблемами. Но ведь механизм исполнительной власти не рухнул, страна и госуправление как-то выстояли все эти годы. Шмыгаль смог в крайне сложных условиях и обстоятельствах организовать и обеспечить более-менее нормальную ритмичную работу в центральном органе исполнительной власти, и это его большой плюс. Он сохранил тело госуправления. С тромбами, пролежнями, атрофией мышц, но сохранил. Большой минус — что эта организованная работа часто была наперекор интересам страны.
Мог ли Шмыгаль это остановить? Наверное, мог, своим демаршем и отставкой, по крайней мере. Но тогда это был бы не Шмыгаль, и не было бы исторического рекорда пребывания на должности больше пяти лет.
За время премьерства Дениса Шмыгаля, по данным ZN.UA в Секретариате Верховной Рады Украины, Кабинет министров подал в парламент 1071 законопроект, из которых, правда, был принят только 411. Нас заинтересовало, почему в парламенте, который контролирует президент, как и в конце концов правительство, было принято чуть больше трети поданных законопроектов. При этом лидер фракции «Слуги народа» Давид Арахамия годами являлся опорой Дениса Шмыгаля, но это не обеспечило больший коэффициент полезного действия в сотрудничестве между правительством и парламентом.
За объяснением мы обратились к эксперту, директору Аналитического отдела Лаборатории законодательных инициатив Александру Заславскому, который отметил, что консолидация власти не коррелирует напрямую с эффективностью системы.
«Есть ряд конституционных, процедурных, укоренившихся в практику парламентских, правительственных, парламентско-правительственных механизмов и ограничений, которые не позволят радикально повысить эффективность, даже если в парламенте будет не 450, а 45 депутатов, и все они вместе с чиновниками принесут присягу Офису Президента. Элементарная пропускная способность не позволит этого сделать.
К тому же, каким бы всеобъемлющим ни казался контроль Офиса президента над законодательным процессом, ручное управление тоже имеет свою пропускную способность. А в той огромной куче вопросов, которые просто физически не могут проконтролировать из Офиса, действительно происходит полный хаос, который со стороны можно расценить как демократические процессы. На самом деле, власть в треугольнике власти децентрализована из-за несоответствия способности людей, пытающихся все проконтролировать, и огромного количества вопросов, которые нужно решить. И решить профессионально», – отметил он.
Аналитик добавил, что еще с 2019 года ключевые правительственные и парламентские субъекты принятия решений пытались двигаться в сторону правительствоцентричности, как это и было определено архитектурой парламентской реформы и реформой публичной администрации.
«Им и эта идея нравилась, и они видели в этом ценность и рацио. И делали соответствующие шаги. И за счет наличия монобольшинства у них было больше возможностей проконтролировать поток правительственных законопроектов к депутатам (для регистрации). И цифры нашего парламентского мониторинга показывают, что количество зарегистрированных депутатских законопроектов, начиная с начала их созыва, постепенно уменьшалось. А доля принятых правительственных законопроектов (по сравнению с депутатскими) увеличивалась.
То есть очень медленно, но система двигалась в правильном направлении, решая проблему депутатского законодательного «спама» без радикальных и непопулярных среди депутатского корпуса решений, как ограничение индивидуального права законодательной инициативы», - подытожил Заславский.
Справка ZN.UA
Денис Шмыгаль окончил Львовский политехнический университет. Также он учился в Канаде, Бельгии, Германии, Финляндии, Грузии. В свое время экс-премьер-министр поработал и бухгалтером, и финансовым директором, и руководителем экономического департамента Львовской областной госадминистрации. Также был заместителем в областном управлении фискальной службы.
Шмыгаля неоднократно называли человеком олигарха Рината Ахметова. Ведь с 2017-го он работал в ПАО "ДТЭК Западэнерго", а в 2018-м занял должность директора Бурштынской ТЭС. Сам Шмыгаль заявлял, что за время работы в структурах ДТЭК он Рината Ахметова "видел только по телевизору". В то же время СМИ писали, что после назначения Шмыгаля премьером начали приниматься решения, выгодные ДТЭК. В частности, по данным Bihus.Info, именно Денис Шмыгаль активно поддерживал установление так называемого RAB-тарифа. Последний был выгоден как Ахметову, так и другим олигархам-владельцам облэнерго.
1 августа 2019 года президент Владимир Зеленский назначил Шмыгаля главой Ивано-Франковской областной госадминистрации. Также он был вице-премьером - министром развития общин и территорий. После чего возглавил правительство.
