Семь причин для новых конфликтов между ЕС и Великобританией по версии Politico

Поделиться
Семь причин для новых конфликтов между ЕС и Великобританией по версии Politico © Pixabay
От электромобилей до Гибралтара: Лондону и Брюсселю еще есть из-за чего поссориться.

Министр иностранных дел Великобритании Джеймс Клеверли, посетивший на этой неделе Брюссель, заявил, что его страна и ЕС достигли состояния "тесного и дружественного сотрудничества" после Brexit, в частности после разрешения, казалось бы, бесконечного спора о правилах торговли в Северной Ирландии.

Вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович также заявил о готовности ЕС преодолеть разногласия. "Мы видим, что в этом неспокойном геополитическом мире нам нужно держаться вместе и сотрудничать настолько тесно, насколько это возможно", - сказал он.

Однако существует по крайней мере семь проблем, которые сохраняют напряженность в их отношениях, пишет Politico.

Научные схемы ЕС

Переговоры об участии Великобритании в схемах финансирования науки ЕС, включая масштабную программу исследований и разработок Horizon Europe и группу спутников Земли Copernicus, похоже, зашли в тупик.

Европейская комиссия убеждает, что не будет требовать от Великобритании оплаты двух лет семилетней программы "Горизонт", которые она пропукает после Brexit.

Но британские министры в частном порядке утверждают, что скидки на членство, предлагаемой Брюсселем, может оказаться недостаточно.

Шефчович, возглавляющий отдел по делам ЕС и Великобритании, сказал на этой неделе, что ассоциация Великобритании с научными программами, включая Horizon Europe, "может быть готова очень быстро", и подчеркнул, что ЕС "по-прежнему готов обсуждать оставшиеся проблемы Великобритании".

Зеленые субсидии

На этой неделе Клеверли не уклонился от критики планов США и ЕС по субсидированию отраслей "зеленых" технологий с помощью сотен миллиардов государственной поддержки.

"У нас общая цель - сокращение вредных выбросов, но мы не думаем, что искажение рынков поможет нам достичь этой цели самым быстрым и эффективным способом", - сказал он.

Канцлер Великобритании Джереми Хант ранее заявил, что британское правительство не планирует реагировать на Закон США о снижении инфляции или Промышленный план ЕС "Зеленая сделка", присоединяясь к "искажающей глобальной гонке субсидий". Ожидается, что британский ответ на оба этих субсидирования будет отражен в осеннем заявлении правительства - и похоже, что Лондон и Брюссель разойдутся во мнениях.

Тарифы на электромобили

Министр торговли Великобритании Кеми Баденох оказывает давление на ЕС, чтобы спасти производителей электромобилей по обе стороны Ла-Манша от новых правил торговли после Брекзита, которые начнут действовать в 2024 году.

Согласно временному исключению из торгового соглашения по Brexit, до 70 процентов компонентов электрических батарей могут поставляться из-за пределов Великобритании или ЕС до введения тарифов. Однако с 1 января 2024 года этот порог снизится до 40 процентов - это означает, что автомобили, превышающие этот предел, будут облагаться 10-процентным налогом при торговле между ЕС и Великобританией.

Великобритания и ЕС ведут переговоры по этому вопросу, после того как автопроизводители с обеих сторон предупредили, что тарифы серьезно повлияют на продажи и производство автомобилей. Однако прорыв вряд ли будет достигнут раньше осени. Пока что Лондон обвиняет Брюссель в том, что он занимает жесткую позицию в отношении правил, чтобы сохранить как можно больше автомобильного производства на едином рынке ЕС.

Потенциальное расхождение в стандартах

Сторонники Brexit уже давно говорят о выгоде отхода от правил ЕС. По мере того, как ЕС и Великобритания разрабатывают новые планы по передовым технологическим вопросам - искусственный интеллект, полупроводники, кибербезопасность и редактирование генов сельскохозяйственных культур - обе стороны могут еще больше отдалиться друг от друга.

Клеверли использовал свою речь на этой неделе, чтобы попытаться развеять опасения по всей Европе, что Британия снизит стандарты, чтобы конкурировать с единым рынком.

Шефчович ясно дал понять, что Комиссия "очень внимательно" следит за планом Великобритании (несколько замедленным) по отмене оставшихся законов ЕС на законодательном уровне. Брюссель, по его словам, захочет убедиться в "отсутствии регрессии" в отношении стандартов окружающей среды, труда и безопасности, которые Великобритания обязалась не снижать, чтобы сохранить свободную торговлю с ЕС.

Некоторые из наиболее успешных британских продуктов уже соответствуют самым высоким стандартам, возразил Клеверли, поэтому было бы контрпродуктивно, если бы Великобритания приобрела репутацию страны, отстающей от них. 

Миграция

Шефчович говорит, что он открыт для переговоров о заключении сделки по облегчению мобильности молодежи между ЕС и Великобританией - сильно ограниченной после выхода Великобритании из зоны свободы передвижения ЕС.

По его словам, Лондон до сих пор не проявил "никакой готовности" пересмотреть свою существующую позицию, которая относит понятие "мобильности" к "иммиграции".

Что касается нелегальной миграции, ЕС и Великобритания разделяют цель борьбы с контрабандистами и хорошо сотрудничают, обмениваясь информацией, сказал Шефчович.

Однако к основному законопроекту Сунака о нелегальной миграции (который частично направлен на высылку в Руанду лиц, ищущих убежища, и подвергается серьезным изменениям в Палате лордов) дипломаты ЕС часто относятся с презрением. А призыв Сунака к заключению соглашения о возвращении в ЕС нелегальных мигрантов до сих пор в тупике.

Гибралтарский договор

После 13 официальных раундов переговоров между Комиссией и правительством Великобритании, а также регулярных встреч между британскими, гибралтарскими и испанскими чиновниками, соглашение о том, как и кто должен контролировать пограничные посты в аэропорту и порту Гибралтара, было отложено в долгий ящик - по крайней мере, до окончания внеочередных всеобщих выборов в Испании 23 июля.

Соглашение по этим вопросам необходимо для того, чтобы Комиссия и Великобритания заключили международный договор, регулирующий отношения британской заморской территории с ЕС после Brexit.

Виндзорские рамки

Заключение в этом году Виндзорских рамок, направленное на урегулирование давнего спора о торговых правилах Северной Ирландии после Брекзита, было воспринято как явный признак улучшения отношений.

Но в процессе его реализации в период до 2025 года все еще могут возникнуть проблемы.

Великобритания пока выполняет свои обязательства по предоставлению Комиссии возможности проверять базы данных в реальном времени на товарах, поступающих в Северную Ирландию, и официальные лица с обеих сторон соблюдают все этапы реализации, сказал Шефчович. Но на этой неделе он напомнил законодателям, что существует еще целый список сроков, которые необходимо соблюсти.

И Демократическая юнионистская партия Северной Ирландии все еще не согласна. Намекая на будущие споры, лидер партии Джеффри Дональдсон предупредил на этой неделе, что его коллеги - которые продолжают бойкотировать разделение власти в децентрализованном правительстве Северной Ирландии - "продолжают испытывать озабоченность по поводу некоторых элементов Виндзорских рамок, возникающих в связи с продолжающимся применением законодательства ЕС о производстве всех товаров в Северной Ирландии".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме