С приближением седьмой годовщины начала военных действий между Россией и Украиной многие люди в последнее время спрашивали вице-премьер-министра - министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Алексея Резников: "Что дальше?". Как переговорщик в Трехсторонней контактной группе, созданной для прекращения конфликта в Украине, и как министр Украины, отвечающий за реинтеграцию временно оккупированных частей Донецкой и Луганской областей и Крыма, он рассматривает этот вопрос с обеих точек зрения, пишет резников в колонке для Atlantic Council.
Общее впечатление, которое у меня сложилось, продолжает Резников, заключается в готовности Украины предпринять шаги к миру наряду с отказом России ответить взаимностью. Это затрудняет сохранение оптимизма в отношении шансов на устойчивое урегулирование. Тем не менее, Украина ждет не только Кремль. Наоборот, украинская политика, направленная на дальнейшую реинтеграцию, уже формируется в ожидании возможного прогресса.
Украина выполнила практически все обязательства, взятые на саммите Нормандского формата в Париже в декабре 2019 года. С тех пор произошло два взаимных освобождения задержанных. Мы выделили 19 участков земли под гуманитарное разминирование и четыре новых района для разделения сил. Впервые с момента начала конфликта в 2014 году достигнуто пятимесячное прекращение огня. Хотя это прекращение огня является несовершенным, оно, несомненно, спасло жизни людей, пишет министр.
Весной 2020 года Украина укрепила свою делегацию в Трехсторонней контактной группе с членами правительства и главами парламентских комиссий. В соответствии с Минским соглашением в состав делегации также вошли украинские представители оккупированных частей Донецкой и Луганской областей. В ноябре 2020 года открыли два новых контрольно-пропускных пункта в Луганской области.
Украина неоднократно демонстрировала готовность к возобновлению мирного процесса. Однако, поскольку реализация существующих соглашений в их нынешнем состоянии невозможна, обновление этих соглашений является необходимым условием для дальнейшего прогресса, подчеркивает Резников.
Срок действия действующих соглашений истек 31 декабря 2015 года. Представляемые как политико-дипломатическое соглашение, а не как международный договор, Минские соглашения изобилуют взаимоисключающими требованиями, напоминает он. Более того, сама Россия нарушила условия соглашений в феврале 2015 года, захватив город Дебальцево и значительные дополнительные земли на востоке Украины, которые находятся за демаркационной линией, согласованной с ее представителями.
Несмотря на определенный прогресс, с 2015 года не удалось добиться какого-либо решительного прорыва в мирном процессе. Украинские солдаты по-прежнему гибнут.
С лета 2020 года Россия используют все возможные предлоги для того, чтобы удержать Трехстороннюю контактную группу в парализованном состоянии и отказаться от своих обязательств. Украина представила свой план по выполнению Минских соглашений, но российская сторона не представила свое видение.
Ключевой вопрос сейчас заключается в том, можно ли убедить Россию согласиться на модернизированный вариант Минских соглашений или на совершенно новый формат переговоров. Представители ОБСЕ, как и немецкие и французские партнеры, подняли этот вопрос. Украина признательна им за поддержку, но мы также должны отметить, что эти усилия дали очень ограниченные результаты, пишет вице-премьер.
В конечном счете, продвижение к миру зависит от готовности России, а точнее - от ее нежелания положить конец конфликту. Любые возможности для дальнейших безопасных шагов в рамках нынешних договоренностей практически исчерпаны. Слово "безопасный" здесь имеет первостепенное значение. Украина не согласится ни на что, что украинское общество сочтет неприемлемым, что может еще больше дестабилизировать нынешнюю ситуацию. Мы не будем рисковать полномасштабной войной в Восточной Европе, отмечает он.
Ожидаемые политические изменения в ближайшие недели и месяцы могут придать новый импульс застопорившемуся мирному процессу. В предстоящем году канцлер Меркель должна уйти в отставку. Ее уход оставит Владимира Путина как единственного оставшегося члена первоначального квартета за Минским соглашением.
В других местах Швеция уже возглавила ОБСЕ. В Америке Джо Байден вскоре войдет в Белый дом. Эти новые лидеры унаследуют украинский мирный процесс, подобно президенту Украины Владимиру Зеленскому и президенту Франции Эммануэлю Макрону.
Признавая сложность этого мирного процесса, мы оптимистично настроены на то, что грядущие изменения в политическом руководстве могут создать новые возможности, отмечает Резников. Например, мы ожидаем, что новая администрация Байдена будет играть более активную роль в переговорах. Поскольку США являются членом ОБСЕ, их представители могли бы присоединиться к командам модераторов, участвующих в различных подгруппах, наряду с представителями Великобритании и Канады.
Важно также отметить, что Украина не ждет пассивно прогресса на переговорах, уверен министр. Украина также предпринимает шаги для того, чтобы проложить путь к реинтеграции регионов, находящихся сейчас под оккупацией России.
В сентябре 2020 года в школу пошло поколение украинских детей, которые не помнят довоенной жизни. Резников говорит, что мы не можем откладывать их жизнь на неопределенный срок, пока возлагаем надежды на политический прорыв. Действительно, в 2020 году у нас был повод задуматься о годах бесплодных встреч в Минске по поводу нагорно-карабахского конфликта, которые предшествовали гибели тысяч молодых людей, погибших в прошлом году в войне, которой не смогли положить конец их отцы.
Для достижения жизнеспособного мира наши усилия выходят за рамки переговоров и включают параллельный акцент на областях, которые будут определять послевоенное будущее Донбасса. Подход и политика Украины отражают основные принципы ООН: право на правду, право на справедливость и право на возмещение причиненного ущерба.
Резников пишет, что Украина сформулировала свое видение привлечения военных преступников к ответственности и установили процедуры амнистии для тех, кто не причастен к военным преступлениям. Разрабатывают процедуру признания свидетельств о рождении, смерти, браке и разводе, выданных на оккупированных территориях, путем включения “Намибийский исключений” в украинское законодательство (это принцип международного права, согласно которому документы, выданные оккупационными властями, должны приниматься во внимание судами, если их пренебрежение приводит к серьезным нарушениям или ограничениям прав граждан. Рассмотрение судами таких документов не означает автоматического признания – ред.).
Украина, по словам Резникова, закладывает основу для постконфликтного управления и правоохранительной деятельности, включая подготовку государственных должностных лиц и шаги в направлении возможного проведения выборов в местные органы власти. Работает над тем, чтобы обеспечить доступ к правде об ответственности России за конфликт.
Он подчеркивает, что это послание Украины людям, живущим во временно оккупированных регионах Восточной Украины и Крыма, сигнализирует об усилиях Украины по подготовке к переходу к нормальной жизни. По имеющейся в нашем распоряжении информации, такое видение послевоенного будущего является для них высшим приоритетом.
Напротив, Москве нечего предложить. Сейчас становится все более очевидным, что Кремль никогда не признает оккупированные части Донбасса независимыми. Москва также не интегрирует эти регионы в Россию.
Стратегия экономического развития Донецкой и Луганской областей Украины - это вторая часть наших планов на будущее региона. Кабинет Министров Украины 23 декабря 2020 года ратифицировал этот концептуальный документ. К лету 2021 года Резников обещает, что будет подготовлен пакет законопроектов и "дорожная карта" по реализации масштабных экономических инициатив.
Министр также написал о намерениях правительства “создать кластеры приоритетного развития в контролируемых правительством частях Донецкой и Луганской областей для привлечения инвестиций. Мы предусматриваем ряд льгот, включая налоговые и таможенные преференции, страхование военных и политических рисков, международный коммерческий арбитраж”.
Согласно докладу Венского института международных экономических исследований, для оказания помощи и восстановления Донбасса потребуется как минимум 21,7 миллиарда долларов США.
Украина также направит значительные инвестиции на модернизацию инфраструктуры. Кроме инвестиций из госбюджета, кредитные и донорские средства позволили нам создать пакет инфраструктурных проектов в Донецкой и Луганской областях на сумму более 900 млн. долларов США, в том числе строительство автомагистрали и железной дороги, модернизацию объектов водоснабжения, улучшение энергетической инфраструктуры, модернизацию сельскохозяйственной инфраструктуры и многое другое.
Ряд инфраструктурных проектов уже реализуется в партнерстве с Европейским инвестиционным банком, Международным банком реконструкции и развития, правительствами Франции, Германии, Швеции и Канады, другими учреждениями, в том числе с НАК "Нафтогаз Украины".
“Наша цель - в первый год реализации стратегии достичь инвестиций в размере 1 миллиарда долларов США, а не кредитов в промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг”, - пишет Резников.