После выборов прошло уже два года, а пиар на бюджетных средствах снова в тренде. Ремонт школ, установку лавочек и детских площадок депутаты продолжают записывать в свои заслуги, хотя средства на это выделяются из бюджета, наполненного за счет налогов каждого украинца.
Аналитик Гражданской сети ОПОРА Анатолий Бондарчук в статье «Депутатский соцэконом: история «зрады» или победы» объясняет читателям ZN.UA, что не так с процессом распределения субвенций на социально-экономическое развитие.
На сегодняшний день это происходит так:
- Депутаты подают список объектов на финансирование в созданную при Минфине комиссию. Порядок распределения субвенций предусматривает, что предложения могут подавать и местные госадминистрации, но конкурировать с депутатами им не по силам. Действовать «от своего имени» депутаты могут с 2017 году – до этого они должны были подавать списки через администрации в правительстве.
- Комиссия определяет перечень объектов, которые нужно профинансировать. При этом 24 из 26 членов комиссии являются народными депутатами, еще двое – представители Минфина. В составе комиссии нет ни одного независимого эксперта или хотя бы представителя Минрегиона, отвечающего за региональное развитие.
- На основании решения комиссии Минфин подает в правительство сводные предложения относительно распределения субвенций. Минфин здесь сугубо номинальный участник. Своей подписью он просто легализирует результат работы комиссии и никоим образом не влияет на процесс распределения.
«Если анализировать нынешний порядок распределения субвенций, то ключевой проблемой является его «ручной режим», а основное влияние на определение перечня объектов для финансирования имеют депутаты», - отмечает автор.
По мнению Бондарчука, для этого следовало бы создать независимую конкурсную комиссию.
«Фактически правительство ввело предвзятый процесс, когда депутаты могут по собственному усмотрению решать, сколько и на какой округ направить бюджетных средств», - добавляет он.
При отборе объектов не учитываются ни состояние социально-экономического развития, ни стратегия развития громад. Практически не проводятся публичные консультации. Поэтому неизвестно, как именно мажоритарщики выбирают объекты для финансирования.
При этом избирательные округа лояльных к правительству депутатов получают значительно больше средств, чем округа оппозиционеров.
Урегулировать вопрос распределения субвенций эксперт предлагает двумя способами: изменением порядка, при котором независимая комиссия будет определять объекты для финансирования на основе четких критериев и конкурса; и перенаправления средств Госфонду регионального развития (ГФРР), где они будут распределяться по более четким процедурам.
Подробнее о том, превратятся ли новые народные депутаты в «Юрия Чуйко», над которым еще два года назад смеялся «Квартал 95», читайте в статье Анатолия Бондарчука «Депутатский соцэконом: история «зрады» или победы».