Народные депутаты приняли в первом чтении законопроект о внесении изменений в закон "О Государственном бюро расследований" о совершенствовании деятельности ведомства. "За" проголосовали 263 парламентария.
Согласно президентскому законопроекту, глава государства будет назначать директора Бюро по представлению конкурсной комиссии без участия премьер-министра. В нынешнем законе директора назначают по представлению премьера в соответствии с представлением конкурсной комиссии. Предусматривается, что обеспечением работы конкурсной комиссии будет заниматься центральный аппарат Бюро, а не секретариат Кабмина.
Кроме того, предлагается, чтобы директор ГБР сам назначал и увольнял своих заместителей, определял их обязанности, решал вопросы о применении в соответствии с решением дисциплинарной комиссии взысканий к сотрудникам, утверждал организационную структуру ведомства без согласования с Кабмином.
Директоры территориальных управлений ГБР и их заместители, руководители подразделений центрального аппарата и их замы назначаются и увольняются директором ГБР не по представлению конкурсной комиссии, которая отбирается директором, а конкурсных комиссий, проводящих конкурсы на должности сотрудников. Положение об этих конкурсных комиссиях и порядок проведения конкурсов утверждает директор Бюро. Работники аппарата ГБР назначаются директором Бюро на срок его полномочий и могут быть уволены им досрочно по инициативе директора ГБР или руководителя аппарата директора.
В статье 1 предложено прописать, что Госбюро расследований является "государственным правоохранительным органом", на который возложены задачи по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, отнесенных к его компетенции. Сейчас предусмотрено, что ГБР является "центральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительную деятельность".
Кроме того, положение о Совете общественного контроля и порядке его формирования будет утверждать президент, а не Кабмин.
Напомним, что президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду законопроект №2116 10 сентября и определил его как неотложный.
Отметим, что ГБР получило в наследство всю подследственность Генпрокуратуры, включительно с преступлениями чиновников, судей, прокуроров, правоохранителей, а также военнослужащих. Сверхмощный правоохранительный "монстр" может преследовать даже руководство НАБУ и САП. Иначе говоря, контроль над ГБР в недобропорядочных политических руках может значительно усложнить жизнь как политикам, так и антикоррупционным органам. Однако пока не усложнил, преимущественно из-за неэффективного руководства этим учреждением. Плацдарм его неэффективности заложен еще в ходе принятия профильного Закона о ГБР. Подробнее читайте в материале Александра Леменова "Семь фальшивых нот Трубы" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".