Верховная Рада Украины 5 февраля приняла постановление, касающееся отмены неприкосновенности народных депутатов Украины.
Постановление №1776/П1 поддержали 365 депутатов. Против проголосовал один депутат - Вадим Рабинович.
"Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины и судей) (рег.№ 1776) направить в Конституционный Суд Украины для получения заключения относительно соответствия требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины", - говорится в тексте постановления.
Утром 16 января законопроект №1776, автором которого является президент Украины, был внесен в украинский парламент. В проекте предлагается исключить 80-ю статью Основного закона о неприкосновенности депутатов. В этом же контексте предлагается исключить норму о том, что нардепы не могут без согласия Рады быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы.
Статья 80 Конституции Украины гарантирует народным депутатам неприкосновенность: "Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы".
Что касается неприкосновенности судей, то в документе сказано, что статья 126 должна быть изложена так: "Судья не может быть без согласия Высшего совета юстиции задержан и к нему не может быть применена мера пресечения в виде содержания под стражей до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания при совершении или непосредственно после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни и здоровья лица".
Статью 129 после части первой предлагается дополнить новой частью. Так, привлечение судей к юридической ответственности осуществляется на общих основаниях. Судьи не могут быть привлечены к юридической ответственности за деяния, совершенные в связи с осуществлением правосудия, кроме случаев принятия заведомо неправосудного судебного решения, нарушение присяги судьи или совершения дисциплинарного правонарушения.
Для отмены депутатской неприкосновенности необходимо внесение изменений в Конституцию. Процедура предусматривает принятие законопроекта в первом чтении, после чего он направляется в Конституционный суд. Голосовать этот законопроект в целом можно только на следующей сессии.