Простые и «привлекательные» решения – строительство дорог и создание рабочих мест, в селе уже не сработают – эксперт

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Простые и «привлекательные» решения – строительство дорог и создание рабочих мест, в селе уже не сработают – эксперт © informator.dp.ua
Государство должно конвертировать возможности децентрализации в развитие громад, притормозивших на старте, считает Анатолий Ткачук.

За 30 лет, прошедших со дня восстановления Украиной независимости, с карты страны исчезли сотни сел, многие поселения находятся на грани исчезновения. Можно продолжать нарекать на отсутствие государственного мышления украинской власти, а можно уже сейчас признать вопиющую реальность и начать действовать, предлагает директор по науке и развитию Института гражданского общества, соавтор реформы децентрализации Анатолий Ткачук.

«Иначе нет смысла строить прогнозы о субъектности Украины, которая уже неосмотрительно отказалась от развития крупного промышленного производства, а теперь бездумно добивает свою сущность – село», - добавляет он.

По словам Ткачука, при работе над реформой децентрализации, ее авторы старались не отрываться от земли и людей. В последние годы реформа приобрела абсолютно конкретные очертания: созданы укрупненные территориальные громады и новые районы. Громады получили полномочия и деньги. Селяне - вроде бы землю.

«Но если города точно могут рвануть, то периферийные села (а две трети ОТГ – сельские) без пристального внимания центральной власти в ближайшие 10–15 лет окончательно погибнут, изнутри разрушая страну. Государственные границы вряд ли долго смогут удерживать пустоту», - предупреждает автор.

Украина до сих пор остается умеренно урбанизированной страной со значительной долей сельского населения и незначительными темпами урбанизации. Если в 1990 году доля сельского населения составляла 32,7% от всего населения страны, то в 2020-м – уже 30%. Несмотря на общенациональный «тренд» на снижение численности населения, именно на сельских территориях оно почти на 10% больше, чем в городских.

«Хотя можно предположить, что здесь возможны некоторые перекосы как в одну сторону (значительная часть ныне городского населения зарегистрирована в селах), а, возможно, и в другую, если исключить из состава учтенного населения временно оккупированные территории Крыма и Донбасса», - добавляет он.

Крайне негативной тенденцией являются серьезные различия в качестве жизни сельского и городского населения и увеличение разрыва по целому ряду показателей.

Состояние и возможности развития сельских территорий в разных регионах страны сильно отличаются. Небольшие поселения, окружающие крупные города, имеют относительно хорошие шансы на выживание и развитие. У сельской «периферии», в которую входят огромные площади сельских территорий в большинстве областей, ситуация хуже.

«К сожалению, в последний период «формирования состоятельных территориальных громад» во многих сельских территориях были образованы огромные по площади территориальные громады со значительным количеством очень маленьких поселений, слабо интегрированных в громаду. Это весьма усложняет управление этими территориями и усиливает негативные демографические процессы. Здесь понятие «состоятельность» оказалось чрезмерным и стало противоположностью понятию «развитие»», - объясняет Ткачук.

Украинские сельские территории приходят в упадок, причем довольно быстрыми темпами. Сейчас в стране сложилась весьма странная ситуация: сельское хозяйство является локомотивом украинской экономики, ключевым экспортным сектором и вместе с тем сельские территории с каждым увеличением экспорта зерна становятся все беднее и менее заселенными.

«Основным ресурсом сельских территорий сегодня почему-то считают землю, а не людей. Возможно, именно поэтому людям на сельских территориях остается все меньше места», - отмечает автор.

Нынешний подход к использованию земельных ресурсов является бесперспективным с точки зрения сохранения сельского населения и получения дополнительных цепочек для его занятости и роста доходов домохозяйств, отмечает автор.

При стоимости аренды одного гектара в 200-300 долларов, семья не может существовать только за счет аренды пая.

Развитие малого фермерства с разными профилями из нынешних собственников паев, объединенных сельских громад сейчас выглядит маловероятным, потому что для этого не хватает человеческого потенциала.

Имеющиеся малые и средние фермеры могли бы быть более продуктивными и эффективными, если бы имели возможность хранить и готовить к продаже свою продукцию на элеваторах. Однако сейчас элеваторы принадлежат определенным агрохолдингам, которые не заинтересованы в малых производителях.

Законодательные изменения об обращении земель сельскохозяйственного назначения и особенно налогообложения земель категории ОСГ могут ускорить обезземеливание крестьян, и таким образом их миграцию в города. Численность сельского населения в сельских территориях, прежде всего в тех, где его плотность меньше 15 лиц на кв. км, будет уменьшаться ускоренными темпами.

«Простые решения, которые выглядят привлекательными, – строительство дорог и создание рабочих мест, к сожалению уже не сработают. Слишком низкая численность сельского населения в большинстве сел, перекос возрастной пирамиды, отсутствие возможностей для социализации детей и молодежи в таких условиях, низкий уровень квалификации местного населения и отсутствие предприимчивости – барьеры, которых не преодолеть простыми решениями и за короткое время», - пишет Ткачук.

При этом расширение бизнеса и создание новых рабочих мест в сельских территориях усложняет отсутствие квалифицированных кадров. Но даже при наличии рабочих мест на территориях с низкой социализацией люди все равно стараются выехать в более заселенные места, где есть возможности для общения, создания семьи и прочего.

А стремление агрохолдингов выращивать только выскомаржинальные зерновые культуры - подсолнечник, кукурузу, пшеницу - при малом количестве фермеров, выращивающих продукты для внутреннего рынка, создает угрозу продуктовой безопасности государства..

«Кажется, что без активного вмешательства государства ситуация в сельских территориях будет все больше усложняться, территории – становиться безлюдными. (…) Следовательно, необходима амбициозная комплексная Программа развития для сельских территорий, особенно территорий в неблагоприятных условиях. И такая программа должна ориентироваться прежде всего на обычных жителей сел, людей младшего и трудоспособного возраста для их мотивации развиваться и реализовываться в своих громадах», - добавляет автор.

Задачи непростые, но достижимые, считает Анатолий Ткачук. Нужна политическая воля и понимание: потеряв сельские территории, можно потерять Украину.

Несмотря на возможности для развития, данные громадам децентрализацией, слабые громады были образованы уже в административном порядке. Они не имели и не имеют такой государственной поддержки, как громады, образовавшиеся в течение 2015-2017 годов. Разрыв между ними большой и дальше растет.

Теперь перед государством стоит задача конвертировать возможности децентрализации в развитие и громад, потерявших возможности на старте.

Почему не глобальный урбанистический кризис, а целенаправленная государственная политика уже 30 лет убивает украинские села? Зачем действующая власть намеренно выживает селян с их земли? Почему ставит подножки фермерам, - а они создают рабочие места и дает полный «зеленый» механизированным до зубов агрохолдингам? Для чего увеличивает налог на аренду, вынуждая селян продавать свои паи? Как такая политика сказывается на демографии села и общей атмосфере, где есть место пьянству, унынию и разочарованию? Почему полученное в селе образование стало неконкурентным, а доступ селян к государственным услугам - критически низким? Читайте в статье Анатолия Ткачука «Село и люди. Основным ресурсом сельских территорий сегодня цинично считают землю, а не людей» в ZN.UA.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 1
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
kiwi wik
24 Июля 2022, 16:05
ще один "афтаритетний кацаполог". взкукуріки дімона свідчать лише про те, що його призначено одним із спадкоємців жиріка на посаді придворного кремльовського блазня
Ответить Цитировать Пожаловаться
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме