Законопроект (№ 8551), поданный Кабинетом министров, предлагает внести изменения в статьи 1 и 9 Закона "О Вооруженных Силах Украины" и дополнить его новой статьей, которой предусматривается расширить круг случаев, в которых соединения, воинские части и подразделения и дежурные силы Вооруженных Сил Украины в мирное время имеют право применять и использовать оружие и боевую технику.
Законопроектом предусматривается применение оружия и боевой техники в ряде случаев для борьбы с пиратством, противодействия незаконной перевозке оружия, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров в открытом море, некоторых других случаях.
В частности в документе говорится: "Соединения, воинские части и подразделения, в том числе дежурные силы, Вооруженных Сил Украины в мирное время имеют право применять и использовать оружие и боевую технику для:
- отражения ударов средств воздушного и подводного нападения по важным государственным и военным объектам, непосредственное прикрытие которых осуществляется дежурными силами;
- прекращения нарушения государственной границы Украины воздушными судами вооруженных формирований других государств, не выполняющих команд (сигналов), подаваемых дежурными самолетами-перехватчиками (вертолетами), или применяют оружие;
- прекращения противоправных действий воздушных судов в воздушном пространстве Украины, если они используются с целью совершения террористического акта;
- принуждения к посадке захваченных (похищенных) воздушных судов;
обеспечения выполнения возложенных на Вооруженные Силы Украины задач по отражению возможной вооруженной агрессии против Украины, обеспечения неприкосновенности воздушного пространства и подводного пространства в границах территориального моря Украины, предотвращения террористических актов в случаях, предусмотренных другими законами.
- самозащиты в случае применения оружия против них или угрозы такого применения, а также в случае любых действий, которые могут привести к нанесению значительного материального ущерба объектам, которые прикрываются ими, по месту дислокации или в районе выполнения задач;
оказания помощи кораблям (катерам) Морской охраны Государственной пограничной службы Украины в случае применения оружия против них или угрозы такого применения, а также в проведении преследования в открытом море иностранного судна по горячим следам для принуждения его остановиться;
- отражения пиратских нападений на морские или воздушные суда и лиц, находящихся на их борту, захвата пиратских морских или воздушных судов, освобождение заложников, а также морских или воздушных судов, захваченных пиратами, в открытом море или в другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства;
- обеспечения выполнения возложенных на Вооруженные Силы Украины задач при их применении в районе проведения антитеррористической операции, в случае совершения террористического акта в воздушном пространстве или территориальных водах Украины, а также для защиты от террористических посягательств объектов Вооруженных Сил Украины, оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, находящихся в воинских частях или хранятся в определенных местах;
- обеспечения выполнения возложенных на Вооруженные Силы Украины задач в открытом море по противодействию незаконной перевозкой оружия и наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров".
В законопроекте, однако оговаривается, что применение и использование оружия и боевой техники допускается в случае, если другие меры оказались неэффективными или применение таких мер является невозможным.