Комитет предусмотрел градацию судей Верховного Суда Украины на две группы (сорта): судьи, осуществляющих правосудие (20 судей), и судьи, которые не осуществляют правосудие (Остальные 29 судей). Последние не участвуют в рассмотрении дел, не входящих в состав пленума Верховного суда Украины и могут заниматься только анализом судебной практики и вносить предложения по совершенствованию законодательства и его применения.
Деление судей на осуществляющих и не осуществляющих правосудие производится Высшей квалификационной комиссией.
При этом комиссия может принять решение относительно конкретного судьи ВРУ в его отсутствие.
По мнению самих судей, фактически вышеупомянутыми положениями предусматривается принудительное отстранение судей ВСУ от выполнения функций судей высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции.
В то же время, это прямо противоречит Конституции и международно-правовым стандартам в области обеспечения независимого и беспристрастного правосудия.
В частности, в соответствии с пунктом 15 Монреальской универсальной декларации о независимости правосудия, принятой на Первой мировой конференции по независимости правосудия (Монреаль, 1983 г.), «за исключением системы регулярного изменения (ротации) кадров, судьи не могут быть переведены из одного суда в другой или из одной должности на другую без их личного согласия». Кроме того, подпунктом «b» пункта 16 настоящего международно-правового документа установлено, что «судьи, независимо от того, были они назначены или избраны, имеют гарантированный срок пребывания в должности до достижения ими обязательного пенсионного возраста или до истечения срока полномочий , где такое принято». Аналогичная последний норма содержится также в пункте 12 Основных принципов независимости судебных органов, одобренных резолюциями 40/32 и 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября и 13 декабря 1985.
В подпункте 3.4 пункта 3 Европейской хартии о законе «О статусе судей» (Совет Европы, 1998 г.) предусмотрено, что «судья, занимающий должность в суде, не может быть назначен на другую судебную должность или переведен на любую другую работу, даже если это происходит с повышением по службе, без его согласия. Исключения из этого принципа допускаются только в случаях, когда перевод предусмотрено в соответствии с дисциплинарной санкцией, в результате изменений в судебной системе на основании закона или как временный перевод для укрепления соседнего суда. Максимальная продолжительность такого перевода строго ограничивается законом».
19 мая 2011 года Верховная Рада Украины приняла решение о возвращении указанного законопроекта на повторное второе чтение. Председатель Верховного суда В. Онопенко обратился с письмом к председателю ВР В. Литвину, в котором просит принять меры для недопущения принятия парламентом Украины положений, противоречащих Конституции Украины.
Подробнее читайте в материале Олега Шубина "По следам реформ" в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".
Напомним, 7 июля прошлого года депутаты большинства ВР осуществили судебную рефорому, приняв предложенный президентом Виктором Януковичем закон «О судоустройстве и статусе судей». Тот закон также подвергся жесткой критике за несоответствие Конституции Украины и введение ручного управления судами, а глава ВСУ В.Онопенко напрасно обращался к президенту Януковичу с просьбой применить вето.