Сегодня, 2 сентября, отмечает 30-летний юбилей «Приднестровская молдавская республика» - сепаратистский анклав на востоке Республики Молдова. 28 лет там нет боевых действий, но при этом реинтеграция страны выглядит вопросом не менее далекой перспективы, чем и десять, и двадцать лет назад.
Для Украины Приднестровье и российские солдаты на его территории – не только потенциальная военная угроза. Замороженный приднестровский конфликт и продолжающаяся российско-украинская война отличаются изначальными условиями возникновения, масштабами боевых действий и количеством жертв. И, тем не менее, есть много общего, позволяющего Украине смотреть на Молдову как в зеркало, в котором она может увидеть отдельные черты своего возможного будущего.
Какие уроки Украина может извлечь из молдавского опыта, разбирался эксперт, заведующий отделом Придунайско-Черноморского региона НИСИ Артем Филипенко.
Каждая согласованная уступка станет отправной точкой для последующих переговоров, напоминает автор. Нельзя подписать документ, а потом сделать вид, что его не существует, или сказать: «Простите, мы передумали, давайте считать, что ничего не было», - напоминает автор в статье для ZN.UA.
Так, в 1997 году был подписан Московский меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем. Документ, на который до сих пор активно ссылается Тирасполь, дает Приднестровью право «самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях, а в других областях – по согласию сторон».
Очень много протоколов и соглашений было подписано в 2001 году, когда избранный президентом Молдовы коммунист Владимир Воронин решил, что он сможет сделать то, что не удалось его предшественникам, - договориться с приднестровским лидером Игорем Смирновым. И хотя большинство из них остались на бумаге и так никогда и не были выполнены, некоторые часто используются Тирасполем в спорах с Кишиневом.
Например, Протокол о взаимном признании на территории Приднестровья и Республики Молдова документов, выдаваемых компетентными органами сторон – именно на него приднестровская сторона опирается, требуя выдачи водителям «ПМР» водительских удостоверений Молдовы (хотя молдавские представители декларировали выход из этого соглашения).
В последнее десятилетие западные партнеры Молдовы проводят лояльную политику в отношении Приднестровья. За счет экономических мер, инфраструктурных проектов и открытия европейских рынков для приднестровских товаров они стремятся сделать европейский путь более привлекательным для Тирасполя и тем самым способствовать реинтеграции Молдовы.
«К примеру, в рамках подписанного Соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС с 1 января 2016 года должны были закончить действие автономные торговые преференции для предприятий Приднестровья. И, тем не менее, право беспошлинной торговли для приднестровских предприятий с ЕС сохранилось», - пишет Филипенко.
На сегодняшний день около трети приднестровского «экспорта» приходится на Евросоюз, что дает сепаратистскому анклаву дополнительные валютные поступления. Но любые попытки перейти к обсуждению политического статуса Приднестровья тираспольской администрацией блокируются.
«Европейцы верят в диалог, человеческий разум и рациональность поведения, что, увы, не всегда работает на постсоветском пространстве. И если ЕС иногда давит на Кишинев, чтобы заставить его подписать тот или иной протокол, то есть ли уверенность, что завтра так же не будут давить на Киев?», - задается вопросом автор.
Что должна извлечь для себя Украина из опыта урегулирования приднестровского конфликта, читайте в статье Артема Филипенко «Приднестровские уроки».