Правозащитники назвали 10 проблем в условиях войны, которые власти должны решить в 2023 году

Поделиться
Правозащитники назвали 10 проблем в условиях войны, которые власти должны решить в 2023 году © ZMINA
Среди рекомендаций правозащитников – ратифицировать Римский статут и внедрить эффективную систему эвакуации населения.

Коалиция общественных организаций, занимающихся вопросами защиты прав пострадавших в результате вооруженной агрессии России против Украины, порекомендовала власти 10 шагов, которые необходимо предпринять в 2023 году, чтобы усилить защиту прав разных категорий украинцев во время войны.

Эксперты не первый раз готовят такие рекомендации для власти. Но после начала полномасштабной войны многие проблемы, которые не были решены ранее, обострились, отмечает директор по адвокации Центра прав человека ZMINA Алена Лунёва.

10 рекомендаций от правозащитников для Верховной Рады и правительства:

  1. Ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда (МКС) и гармонизировать национальное уголовное законодательство с международным. Это поможет усилить способность национальной системы расследовать и привлечь к ответственности лиц, совершивших тяжкие международные преступления. Украина получит полномочия полноценного члена Ассамблеи государств-участников МКС, которая является высшим органом управления МКС, и сможет участвовать в отборе судей и прокуроров, формировать приоритеты и стратегию дальнейшей работы суда, рекомендовать ситуации для рассмотрения в разных странах Офисом прокурора МКС.
  2. Ввести административную (внесудебную) процедуру признания актов гражданского состояния, состоявшихся на временно оккупированных территориях. Имеются в виду, в частности, акты о рождении, смерти, заключении и расторжении брака. На данный момент действует упрощенная судебная процедура рассмотрения дел о рождении и смерти, состоявшихся на оккупированных территориях. Однако этого недостаточно. Например, менее 10% детей, рожденных на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей в 2022 году, имеют свидетельства о рождении, выданные компетентными органами власти Украины.
  3. Определить категории людей, пострадавших в результате вооруженной агрессии против Украины. Несмотря на длительный вооруженный конфликт и тысячи пострадавших людей, в украинском законодательстве нет определения, кого можно считать пострадавшими в результате вооруженного конфликта. Из-за этого не удалось ввести комплексную систему помощи пострадавшим.
  4. Обеспечить справедливую компенсацию за имущество, уничтоженное или поврежденное в результате войны. Урегулировать этот вопрос может, в частности, законопроект №7198, взятый за основу 01.04.2022, и нуждающийся в доработке, например, в вопросе компенсации тем, чье жилье российская армия повредила до 24 февраля прошлого года.
  5. Внести изменения в Уголовный кодекс Украины, которые обеспечат соблюдение принципа правовой определенности в вопросе привлечения к ответственности за коллаборационную деятельность. Текущая формулировка закона создает основу для чрезмерной дискреции правоохранителей в квалификации деяний и непонимания гражданами пределов допустимой деятельности на оккупированной территории.
  6. Создать условия для подтверждения образовательных квалификаций теми, кто получил образование на временно оккупированной территории Украины. Это позволит нашим гражданам присоединиться к работе на подконтрольной правительству Украины территории и пополнить разные отрасли экономики страны специалистами, которых сегодня не хватает.
  7. Обеспечить полноценное исполнение закона «О социальной и правовой защите лиц, в отношении которых установлен факт лишения личной свободы в результате вооруженной агрессии против Украины и членов их семей». В настоящее время правительство не приняло необходимые положения для полноценной реализации закона, в частности о предоставлении медицинской и реабилитационной помощи, обеспечении санаторно-курортным лечением. Также не заработал Единый реестр лиц, в отношении которых доказан факт лишения личной свободы в результате вооруженной агрессии против Украины.
  8. Изменить подходы к назначению помощи на жилье внутренне перемещенным лицам. Всем ВПО помощь выплачивают в фиксированной сумме, не оценивая их потребностей. Такая система выплат рано или поздно заставляет государство искать инструменты контроля над ними. Как и в 2016-м, в конце 2022 года решили проводить проверки места жительства ВПО и отменять выплаты тем, кто на момент проверки не находится дома. Такую систему ранее признали дискриминационной, проверки отменили. Сегодня возвращаются к этим противоправным практикам. Причина – недифференцированный подход к выплатам ВПО, которые не зависят от оценки потребностей, а также оценки уровня интеграции в громаде.
  9. Обеспечить полноценное исполнение закона «О правовом статусе лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах». На начало 2023 года не заработал Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, который должен стать целостной базой данных для розыска пропавших. Как следствие, не работает система социальной защиты родственников пропавших, их социальной поддержки.
  10. Обеспечить эффективный механизм эвакуации гражданского населения во время военного положения. Для этого необходимо: обеспечить системную координацию между государственными органами (военными администрациями) на местах и общественными национальными и международными организациями, помогающими эвакуировать; усилить качество информирования гражданских о том, на какую поддержку и помощь они могут рассчитывать после эвакуации, где они будут размещены, чтобы лучше мотивировать их уехать; внедрить механизмы обязательной эвакуации детей, чьи родители отказываются эвакуироваться из особо опасных районов.

В состав Коалиции, которая подготовила данные предложения, входят Центр прав человека ZMINA, ОО "Донбасс СОС", ОО "Крым СОС", БФ "Право на защиту", БФ "Восток-СОС", ОО "Общественный холдинг "ГРУППА ВЛИЯНИЯ", БФ "Stabilization Support Services", Крымская правозащитная группа.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме