Почему Индия воздерживается от приглашения Зеленского выступить на G20?

Опрос читателей
Поделиться
Почему Индия воздерживается от приглашения Зеленского выступить на G20? © Emine Dzheppar/Facebook

Заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джапарова стала первым украинским лицом высокого ранга, посетившим Индию с начала российской агрессии против нашей страны. Перед ней стояла непростая задача — перезапустить двусторонние отношения между государствами и привлечь Нью-Дели к более активному участию в прекращении войны.

Индия до сих пор не высказала публичную критику относительно действий РФ, не проголосовала ни за одну из резолюций в поддержку Украины в ООН и хочет и в дальнейшем развивать стратегические отношения с Москвой. Индийское правительство настаивает на своей нейтральности в войне, призывая стороны к диалогу и переговорам. В отличие от китайского лидера, премьер-министр Нарендра Моди провел несколько телефонных разговоров с украинским президентом, а во время саммита ШОС в Самарканде подчеркнул, адресуя свои слова Путину, что сейчас «не эпоха для войны». Этот тезис нашел свое отражение в Балийской декларации прошлогоднего саммита «двадцатки» и стал выражением международного консенсуса, которого удалось достичь.

Председательствование в G20 в этом году ставит перед Индией непростую задачу — выйти на подписание совместной декларации во время сентябрьского саммита, несмотря на то, что на двух недавних министерских встречах из-за позиции России и Китая не удалось договориться о совместном заявлении, где речь шла бы об осуждении войны в Украине. Чтобы сгладить геополитические разногласия, Индия старается отойти от доминирования темы российско-украинского конфликта в повестке дня саммита, направляя усилия на приоритеты Глобального Юга (хотя ей пока мало что удается, поскольку эти вещи сегодня взаимосвязаны). Очевидно, именно потому, что организаторы решили не усиливать антироссийскую риторику, президента Зеленского и не пригласили на сентябрьский саммит G20 (в отличие от прошлогоднего в Индонезии).

Важным пунктом визита Эмине Джапаровой было стремление стимулировать Индию активнее поддержать Украину и ее «Формулу мира» и все же добиться выступления украинского президента перед лидерами G20. Хотя индийские официальные лица и намекают, что список приглашенных гостей уже финализирован, а привлечение других стран не планируется. Кроме этого, заместитель министра передала приглашение Владимира Зеленского премьер-министру Нарендре Моди провести телефонный разговор и посетить Киев. Кстати, за тридцать лет независимости нашей страны премьер-министр Индии (именно ему принадлежит полнота власти) ни разу Украину не посещал. Более того, последний визит президента Украины в Индию состоялся еще в 2012 году, а индийский президент побывал в нашей стране в 2005-м. И хотя со стороны Украины звучат замечания, что Россия, дескать, не имеет монополии на советские связи, в частности и дружбу с Индией, реальность немного иная: в отличие от Украины, Россия активно и систематически развивала свои отношения с Нью-Дели на всех уровнях (ежегодные саммиты лидеров стран, министерский формат «2+2», многосторонние форматы — ШОС, РИК, БРИКС, регулярные межправительственные и межпарламентские встречи, активное сотрудничество на уровне академических и экспертных кругов) и эту монополию, к сожалению, получила.

Очевидно, что визит в Киев мог бы рассматриваться в контексте увеличения веса Индии как важного регионального и глобального игрока, с использованием инструмента председательства в «двадцатке», однако мои источники в индийских экспертных и журналистских кругах сомневаются в его реализации. По их мнению, отказ Нарендры Моди от поездки в Москву в конце прошлого года свидетельствует о стремлении воздержаться сейчас от визитов в обе страны. Более реальной представляется возможность приезда официального лица низшего ранга в ответ на визит заместителя министра иностранных дел.

Эмине Джапарова призвала советника по национальной безопасности Аджита Доваля приехать в Украину для координации двустороннего взаимодействия, в первую очередь по вопросам безопасности, с главой ОПУ Андреем Ермаком. Она заметила, что этот визит был бы справедливым с точки зрения баланса отношений с разными сторонами, поскольку до этого Доваль уже трижды побывал в Москве. Однако здесь нужно иметь в виду тесное военно-техническое взаимодействие между Россией и Индией, сопровождающееся интенсивными официальными контактами.

Emine Dzheppar/Facebook

Зависимость от советского, а потом и российского вооружения всегда лежала в основе сотрудничества двух стран. Напряжение в отношениях с Пакистаном и Китаем делает Индию одним из крупнейших импортеров оружия в мире. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), Россия продолжает оставаться ведущим поставщиком оружия в страну с долей 45% (ранее она составляла 65%).

Правда, российско-украинская война осложнила выполнение Россией подписанных до этого контрактов. Недавно появилась информация, что Москва не сможет реализовать важные военные поставки, запланированные на нынешний год. Речь идет прежде всего о подразделениях ППО S-400 Triumf, а также запчастях к истребителям Су-30МКИ и МиГ-29 и др., влияющим на обороноспособность государства в условиях напряженных отношений на границе с Китаем. Это еще больше подталкивает Индию, которая в последние годы старается диверсифицировать источники снабжения и развивать собственное производство, к снижению военной зависимости от РФ. Сближение с западными странами и участие в общих инициативах Индо-Тихоокеанского региона открыли Индии доступ к западному вооружению.

Нестабильность оборонного сотрудничества и стремительное сближение Москвы и Пекина вызывают сильное беспокойство в Нью-Дели и подталкивают к укреплению сотрудничества с США. Вашингтон рассматривает Нью-Дели как важного партнера в Индо-Тихоокеанском регионе, привлекая его к тесной военной координации и сотрудничеству в военной сфере, усиливая оборонную торговлю и инвестиции, морские и наземные учения, технологические обмены, способствуя повышению военной подготовки вдоль линии фактического контроля на границе с КНР. Однако это не делает Индию комфортным партнером, когда речь заходит о торговле с Россией или поддержке западных усилий по санкционному давлению на нее.

Соблюдение стратегической автономии и дипломатический баланс между РФ и Западом, по словам представителей индийского правительства, отвечают внешней и оборонной политике страны. И в ней Москва до сих пор занимает важное место. Как и Индия для России: в новой концепции внешней политики РФ Индия с Китаем рассматриваются «дружественными суверенными центрами силы», с которыми планируется углублять связи и координировать политику. Очевидно, Нью-Дели все еще надеется уберечь Москву от полного подчинения Китаю, а та в свою очередь — избежать китайской петли и международной изоляции с помощью индийского дружеского плеча.

Впрочем, Эмине Джапарова во время своего визита подчеркнула, что Украина не в той ситуации, чтобы читать лекции, с кем Индия должна дружить, а с кем — нет, но призвала к более прагматичному подходу и диверсификации экспорта военного оборудования и энергетических ресурсов. Однако не стоит ожидать, что пример использования энергетического шантажа в отношении Украины и европейских государств и ненадежность российского вооружения, проиллюстрированная на поле боя, станет аргументом для Индии прекратить сотрудничество с Россией. Нет уверенности и в том, что Украине сейчас удастся существенно изменить индийскую позицию относительно российско-украинской войны.

Тем не менее, визит Эмине Джапаровой в Нью-Дели важен с точки зрения разъяснения позиции Украины, привлечения гуманитарной помощи, а также информирования более широких политических, медийных и экспертных кругов о российской агрессии против нашей страны (с этой целью состоялись встречи с ведущими журналистами и аналитическими центрами). Хотя он, может, и несколько запоздалый, учитывая, что российское полномасштабное вторжение продолжается уже больше года. Нужно признать: тридцать лет Украина проявляла очень фрагментарный и ситуативный интерес к Индии, что привело к потере должных связей между странами. Об этом свидетельствуют, в частности, и длительное отсутствие украинского посла, и загруженность дипломатического представительства Украины в Нью-Дели — оно покрывает еще и несколько соседних государств, что ставит под сомнение возможность эффективно работать. Что уж и говорить о способности противодействовать российским информационным кампаниям и влиянию внутри страны.

На одной из встреч заместителю министра пришлось объяснять, что отношения между Украиной и Пакистаном никогда не были направлены против отношений с Индией. Речь идет о военных контрактах между странами, которые для Нью-Дели до сих пор являются весьма чувствительной темой в диалоге с Киевом.

Как видим, индийский трек — очень сложный, чтобы быстро вернуть его на пользу Украине. Кроме того, как заметил в разговоре один из индийских экспертов, «сейчас геополитическая ситуация, с точки зрения индийских интересов, не способствует этому». Впрочем, ситуация стремительно меняется, и Киев должен предусмотрительно вывести Индию на видное место не только во внешнеполитической стратегии, но и во внешнеполитической деятельности Украины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме