«Попытка отдельных представителей исполнительной власти обосновать возможности осуществления президентом управленческих функций, которые по Конституции принадлежат правительству, неприемлема на фоне существующего понимания верховенства Основного Закона, принципов правового государства и конституционализма», - сказал Онищук.
Экс-министр юстиции уточнил, что только Конституция может определить полномочия и порядок (способ) реализации президентом и Верховной Радой своих функций.
«Это касается также видов актов, на издание которых имеют право указанные органы. Так, при этом родовым конституционным понятием для Верховной Рады является решение (ч. 2 ст. 84 Конституции Украины), а формы актов - законы, постановления, резолюции, декларации, обращения, заявления (ч. 2, ст. 46 ЗУ «О регламенте Верховной Рады Украины»). Относительно Президента родовым понятием являются акты, а их формами - указы и распоряжения (ч. 3 ст. 106 Конституции Украины)», - заметил он.
Онищук отметил, что виды актов президента предельно точно определены Конституцией, и не могут, в отличие от видов актов Верховной Рады, быть расширены законом.
«Кроме того, президентско-парламентская форма правления, в отличие от президентской, не предусматривает осуществления главой государства прямых предписывающих действий и управленческих функций относительно министерств и других органов центральной исполнительной власти. Указанная функция по Конституции принадлежит правительству как высшему органу исполнительной власти, а ст. 1 ЗУ «О Кабинете министров Украины» определяет, что Кабинет министров Украины осуществляет исполнительную власть непосредственно и через министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной республики Крым и местные государственные администрации, направляет, координирует и контролирует деятельность этих органов», - отметил экс-министр.
Как отмечали в своей статье для ZN.UA Виктор Тимощук и Игорь Колиушко, президент предлагает на законодательном уровне закрепить за собой полномочия: относительно назначения и увольнения заместителей министров и руководителей других центральных органов исполнительной власти (дальше - ЦОИВ), утверждения Положений о ЦОИВ, предоставления обязательных к выполнению «поручений президента» любому органу исполнительной власти и тому подобного. Авторы напоминают, что этих полномочий президент не имеет по Конституции, поэтому глава государства, в соответствии с предписаниями Основного Закона и неоднократными толкованиями Конституционного суда, не может «взять» себе эти полномочия иным способом.
«Проект закона, в соответствии с Конституцией Украины, должен определить основные задания, принципы и организацию деятельности центральных органов исполнительной власти, их виды, структуру, компетенцию, место в системе органов исполнительной власти, социальное и другое обеспечение работников центральных органов исполнительной власти», - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
По материалам УНИАН