Сегодня Верховная Рада планирует рассмотреть в первом чтении законопроект №2164, который предусматривает совершенствование процедуры специального предварительного расследования и судебного производства и фактически возвращает возможность применения механизма заочного привлечения к ответственности.
С ноября 2018 года, с началом запуска Госбюро расследований, правоохранительные органы и органы прокуратуры ограничены в проведении расследования и судебного преследования лиц, совершивших преступления в оккупированных Крыму и Донбассе, поскольку Украина не имеет доступа к этой территории. В частности, речь идет о военных преступлениях и преступлениях против человечности. Кроме того, как правило, потенциальные преступники скрываются от правосудия в РФ или на неподконтрольных правительству территориях.
Сейчас для того, чтобы начать процесс специального заочного уголовного преследования подозреваемого, необходимо, в частности, его объявление в международный или межгосударственный розыск.
Интерпол чаще всего отказывается объявлять в международный розыск лиц, подозреваемых в правонарушениях на временно оккупированных территориях, через политическую составляющую. К 2018 году достаточным основанием для применения заочной процедуры было сокрытие лица от следствия более 6 месяцев или наличие данных о пребывании на временно оккупированной территории. То есть, сейчас единственной возможностью начать процедуру заочного привлечения к ответственности осталось только объявление в международный розыск.
Одна из ключевых норм законопроекта предусматривает, что для начала заочного досудебного расследования не нужно объявления в международный розыск. Достаточно вынесения постановления о розыске, в том числе национальный. Это постановление также является и основанием для избрания меры пресечения.
«Возвращение возможности применения процедуры заочного досудебного расследования и судебного разбирательства - единственно возможный вариант поставить логическую точку в процессе уголовного преследования потенциальных преступников, скрывающихся на временно оккупированных территориях или каких «приютила» и покрывает страна-агрессор. Дистанционное привлечения к ответственности позволяет провести расследование, завершить следствие, направить обвинительный акт в суд и получить приговор. И сколько бы военные преступники не скрывались, например, в РФ, как только они пересекут границу иностранного государства, будут задержаны и приговор будет исполнен. Отличным примером заочного преследования является дело MH17», - отмечает заместитель генерального прокурора Гюндуз Мамедов, курирующий направление расследования преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта.
По его словам, из-за отсутствия надлежащего института специального предварительного расследования приостановлены уголовные производства по подозрению руководящего состава и командиров бригад Черноморского флота РФ, подразделения которого захватывали воинские части на территории полуострова Крым. Нивелированы усилия следователей и прокуроров в привлечении лиц, виновных в создании «Дебальцевского котла» и гибели сотен украинских военных.
«Помним скандальный случай в Турции в 2019 году с одиозным «прокурором» и сторонницей оккупации Крыма. Если бы не было законодательного требования о необходимости объявления подозреваемого в международный розыск, то задержать, доставить и реально осудить ее можно было бы на основании запроса о международной правовой помощи. Причем произошло бы это, как только она пересекла границу. Поэтому Офис генерального прокурора не только поддерживает предложенные в законопроекте нормы, но и рассчитывает на их принятие в парламенте», - резюмировал Гюндуз Мамедов.