В пояснительной записке говорится о том, что законопроект "О народовластии через всеукраинский референдум" определяет правовые основы осуществления волеизъявления украинцев через общенациональный референдум, его организацию и порядок проведения.
На всеукраинский референдум могут выноситься такие вопросы:
1) утверждение закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины (это "общие положения", "выборы и референдум" и "внесение изменений в Конституцию");
2) общегосударственного значения;
3) об изменении территории Украины;
4) об утрате силы законом Украины или отдельными его положениями.
Не могут выноситься вопросы:
1) противоречащие положениям Конституции, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным прежде всего Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод, протоколов к ней;
2) направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности, создание угрозы национальной безопасности, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;
3) о законопроектах по вопросам налогов, бюджета, амнистии;
4) отнесенные Конституцией и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.
Одновременно на референдум может выноситься только один вопрос. А сам референдум не может проводиться вместе с очередными или внеочередными общегосударственными выборами.
"Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме не требуют утверждения каким-либо государственным органом. Принятое решение может быть изменено исключительно путем всеукраинского референдума не ранее чем через три года со дня его принятия", - говорится в проекте.
Проектом закона расширен круг субъектов процесса референдума, которые регистрируются в Центральной избирательной комиссии как сторонники или оппоненты вопроса всеукраинского референдума. Ими могут быть как политические партии, так и общественные организации.
Новый законопроект предусматривает возможность введения электронных процедур при организации и проведения всеукраинского референдума, в том числе электронного голосования. С этой целью должна быть создана автоматизированная информационно-аналитическая система.
Напомним, 13 мая глава Верховной Рады Украины направил запрос об оценке Венецианской комиссией соответствующего законопроекта.
В 2018 году Конституционный суд Украины признал несоответствущим Основному закону, принятый во времена Виктора Януковича закон "О всеукраинском референдуме" от 6 ноября 2012 года.
Согласно указанному документу, предметом референдума могли быть вопросы об одобрении новой редакции Конституции, ее изменении, отмене, утрате действия или признании недействительным закона о внесении изменений в Конституцию, об изменении территории Украины, о принятии или отмене закона или внесения изменений в действующий закон.
По любому вопросу, за исключением тех, относительно которых референдум не допускается согласно Конституции. Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме признавались обязательными. Эксперты отмечали, что принятый законом порядок принятия новой Конституции и порядок внесения изменений в Основной Закон не соответствует конституционным положениям.
В 2013 году закон оценила Венецианская комиссия и установила, что разрешение выносить на референдум вопрос внесения изменений в Конституцию или новую Конституцию может нарушить конституционную стабильность и законность в Украине. Кроме того, документ не полностью соответствовал международным стандартам по вопросам, которые могут вынести по народной инициативе.
В ноябре прошлого года президент Владимир Зеленский анонсировал разработку нового закона о всеукраинском референдуме.