Об этом на страницах Atlantic Council пишет исполнительный директор Центра экономических стратегий Глеб Вышлинский, который напоминает, что первый проект документа был представлен общественности 19 мая, через месяц после назначения нового правительства. Гражданскому обществу было предложено высказать свои замечания по проекту. И это продемонстрировало большую открытость нового кабмина к внешним советам. Автор отмечает, что 25% советов коалиции неправительственных организаций под названием "Реанимационный пакет реформ" были внесены в финальный документ, который 27 мая был утвержден, а 10 июня – опубликован.
На 232 страницах плана описаны ключевые реформы, которые остро необходимы для того, чтобы избавиться от старой советской системы администрирования, а также рутинные правительственные процессы, такие как обеспечение участия украинских спортсменов в соревнованиях и улучшение контроля над выставками в музеях.
"Отличается ли этот план действий от мифических предыдущих "стратегических" документов, которые были подготовлены предыдущими правительствами Украины и отправились на одну и ту же пыльную полку? Да, отличается. Но его качество не равномерно", - пишет эксперт.
Автор отмечает два положительных изменения в документе. Первое – это выделение четких и разумных стратегических приоритетов, таких как макроэкономическая стабилизация, создание позитивного бизнес-климата, установление верховенства права и борьба с коррупцией, а также улучшение администрирования и государственных услуг и тому подобное. В рамках этих приоритетов предполагается 13 ключевых реформ, среди которых налоговая, пенсионная, реформа социальных служб, приватизация и реформирование управления государственными компаниями. А также дерегуляция и децентрализация.
Второе изменение – это жесткая, проблемо-ориентированная структура всех разделов, в которой выделены вопросы, цели и ключевые показатели эффективности в 2016 году, а также действия, выполненные ранее, шаги, запланированные на 2016 год и в среднесрочной перспективе. Автор замечает, что правительственные планы никогда ранее не были настолько хорошо подготовлены и сосредоточены на конкретных проблемах и релевантных целях.
Эти сильные стороны документа в основном были предложены группой советников во главе с Лешеком Бальцеровичем и Иваном Миклошем. Хотя разделы о конкретных реформах писали профильные министерства, структуру документа обеспечили иностранцы, выделив приоритеты.
Автор отмечает, что, к сожалению, документ вряд ли можно назвать действительно четким планом. В нем не прослеживается краткосрочный план ключевых реформ, на которых новый премьер-министр должен сосредоточиться и о работе над которыми должен отчитаться за год работы на должности. Например, в разделе 5 документа прописаны действия по "установлению верховенства закона и борьбы с коррупцией". Но ему не хватает приоритетного статуса в сравнении с другими разделами плана. Хотя бизнес-сообщество неоднократно называло борьбу с коррупцией и защищенность законом как главные условия для привлечения инвестиций и стимуляции экономического роста.
Также автор обращает внимание на то, что культура управления проектами еще очень незрелая в украинском правительстве. И большинство профильных министров сосредоточены больше на процессе, чем на результатах. Конфликт реформистов и ориентированных на процесс чиновников очень четко прослеживается в документе.
Некоторые разделы, к примеру в отношении бюджетной политики и реформ в агросекторе, содержат четкие планы действий на этот год. Другие же очень похожи на подобные документы из прошлого, наполненные пустыми словами о "улучшение" и "развитие стратегий". Поэтому стоит ожидать, что результаты будут очень разными в различных отраслях. И эффективность работы правительства будет неравномерной.
Также правительственный план действий делает очень сильный упор на работу отраслевых министров, при этом жертвуя стратегическим планированием приоритетов. И несмотря на существование некоторых систематических проблем, большинство запланированных действий, прописанных в документе, направлены в правильное русло. Главными принципами, которые прослеживаются между строк, можно назвать создание меньшего, но более эффективного государственного аппарата и проведения "ремонта" в постсоветской системе.
"Однако назвать этот документ планом радикальных реформ тяжело. Формальная правительственная программа едва была утверждена с третьей попытки. Поэтому новое правительство решило не вписывать в план ключевые, но очень противоречивые действия", - говорится в статье.
По мнению автора, главной причиной, почему план вышел не таким решительным, как хотелось бы, стало отсутствие реальной коалиции в парламенте. И именно это также создает риск для имплементации документа.
Тем временем, в мае агентство Fitch констатировало отсутствие прогресса реформ в Украине и подтвердил дефолтный рейтинг. Как отмечается в пресс-релизе агентства, "подтверждение рейтингов отражает отсутствие прогресса в программе реформ, необходимых для разблокирования донорской поддержки, которая усугубилась политической грызней (political wrangling)".
Больше о процессе реформ в Украине читайте в статье Андрея Гриценко для ZN.UA "Украинское экономическое чудо", или Куда ведут реформы?".