В распоряжении ZN.UA есть законопроект парламентского налогового комитета "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно одноразового декларирования активов физических лиц". В случае принятия он позволит украинцам в период с 1 октября по 31 декабря 2016 г. задекларировать средства в наличной и безналичной форме, движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, объекты незавершенного строительства, корпоративные права и прочие блага.
Об этом пишет в своей статье экономический обозреватель ZN.UA Юлия Самаева.
По ее информации, при этом субъект декларирования не обязан указывать источники происхождения этих ценностей и стоимость задекларированных активов, а сама декларация освобождает его от криминальной и административной ответственности за ряд финансовых нарушений при условии, что физлицо оплатит НДФЛ с дохода или его части, который и был источником приобретения этих активов. Причем доход субъект декларирования определяет самостоятельно.
"По сути это законопроект о легализации доходов сомнительного происхождения, давно ожидаемый некоторыми украинцами, но отнюдь не большинством. Для тех, кто одноразовую декларацию не подаст, задекларированными считаются уже зарегистрированные физлицом активы и денежные средства в размере 1 млн грн", - говорится в статье.
Далее, отмечает Самаева, фискальный орган сопоставляет текущие доходы с задекларированными ранее и в случае превышения (свыше десяти МЗП) проводит проверку, по результатам которой доначисляет обязательства по НДФЛ и налагает штраф. Затратами физлица считается оплата работ или приобретение активов, стоимость которых превышает граничную сумму наличных расчетов, установленную НБУ, то есть 150 тыс. грн.
"Естественно, большинства украинцев эта норма не коснется", - говорится в статье.
"Есть и альтернативный подход - законопроект №4713 о налоговой амнистии и налогообложении неподтвержденного дохода авторства Николая Фролова от БПП. Он также предполагает освобождение от ответственности при условии раскрытия сумм полученных по состоянию на 1 января 2016-го доходов, но превышающих 200 тыс. грн, уплату по сниженным ставкам НДФЛ, а также легализацию неподтвержденных доходов, правда, если они не были получены преступным путем. Учитывая,
что методология и порядок вычисления неподтвержденного дохода, т.е. превышения расходов над доходами, являются нечеткими, неясно, как ГФС будет определять такой "неподтвержденный доход". В то же время контролирующий орган может единолично определять налоговое обязательство (со ставкой 30%) для налогоплательщика", - говорится в статье.
"Учитывая методы работы фискальной службы, риск использования этой нормы выборочно и с целью получения взяток зашкаливает. И если раньше фискалы были головной болью предпринимателей, то впоследствии они могут стать проблемой каждого украинца", - пишет Самаева.
Напомним, с 1 января текущего года вступили в силу серьезные правки в Налоговый кодекс Украины. Закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты Украины об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году", в частности, устанавливает с 2016 года единую ставку единого социального взноса (ЕСВ) 22% и отменяет 3,6% ЕСВ, удерживаемого из зарплаты работников.
В то же время, 2 июня Верховная Рада внесла изменения в Налоговый кодекс в части налогообложения пенсий. Правительственный законопроект №4542 во втором чтении и в целом поддержали 274 народных депутата.
Подробнее о налоговой грамотности украинцев читайте в статье Юлии Самаевой "Всеобщее декларирование: игра с нулевой суммой" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".