Львов. Память, которую стирают

1 июля, 2011, 14:55 Распечатать Выпуск №24, 1 июля-8 июля

Не хотелось, чтобы пословица «что имеем — не храним, потерявши — плачем» стала актуальной для львовских культурных памятников.

© Александра Ковальчука

Не хотелось, чтобы пословица «что имеем — не храним, потерявши — плачем» стала актуальной для львовских культурных памятников.

Ценность историко-культурного наследия Львова признана не только в Украине, но и в мире. В 1998 году город был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря многочисленным архитектурным шедеврам разных художественных направлений и стилей многих исторических эпох, особому расположению и устройству Львова здесь образовалась атмосфера, привлекающая тысячи желающих все это увидеть.

Многие памятники, радующие сегодня глаз обычного прохожего, пережили не одну войну, не один оккупационный режим. Поэтому особенно важно по возможности дольше сохранить их в надлежащем состоянии, а тем самым и неповторимый образ Львова.

Однако в силу разных обстоятельств почти каждый год не обходится без громких скандалов вокруг сохранения историко-культурного достояния города. Неоднократно ставился вопрос об исключении Львова из упомянутого списка ЮНЕСКО. Не раз организовывались акции протеста львовской общественности против той или иной застройки. Последнее не может не радовать. Львовяне каждый раз все сплоченнее в отстаивании исторических ценностей города.

К сожалению, угрозы существованию многих львовских культурных памятников возникают и до сих пор. Чаще всего в эпицентре дискуссий оказываются центральные улицы Львова — проспект Свободы, площадь А.Мицкевича, знаменитая площадь Рынок, другие части старого города, где расположена львиная доля культурных памятников, которые часто страдают от посягательств политиков, бизнесменов, инвесторов, архитекторов, реставраторов и пр.

Проспект Свободы и площадь Мицкевича

(просмотреть на карте)

Здание Укрсоцбанка на площади Мицкевича

 

Ценность

Проспект Свободы — центральная улица Львова, одна из самых красивых в городе, центр культурной и социальной жизни. Смесь разных художественных стилей — сецессии, классицизма, неоклассицизма, барокко, неоренессанса — является единым неповторимым архитектурным ансамблем. В течение нескольких столетий происходило формирование проспекта Свободы как зоны для приятного досуга львовян и гостей города. В 1900 году здесь завершено строительство Оперного театра, который сегодня самое узнаваемое сооружение Львова, одна из его визиток.

Вместе с площадью А.Мицке­вича и улицей Академической проспект Свободы создает гармонический архитектурный ансамбль.

Угрозы

Когда-то проспект Свободы и площадь Мицкевича были пешеходной и прогулочной зоной города с многочисленными магазинами, кафе, театрами. А сегодня здесь очень активный автомобильный трафик. Выбросы в воздух отработанных газов автомобилей — одна из самых серьезных опасностей для старых домов.

«Естественное старение материала еще больше усложняет экологическая ситуация, выбросы от автомобилей повреждают камень, известковые растворы, из которых изготовлены декоративные элементы, лепнина. Эколо­гическое давление на памятники весьма значительное, это связано с общим загрязнением воздуха. По сравнению с городами других стран Львов очень запылен», — говорит Андрей Салюк, президент Фонда сохранения историко-архитектурного наследия Львова, вице-президент УНК ICOMOS.

Однако самые громкие скандалы вокруг этих улиц связаны с другими обстоятельствами.

И проспект Свободы, и площадь А.Мицкевича внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В то время как Львов признан в мире за его богатое культурное наследие, руководители города почти за бесценок продают кусок земли на пл. Миц­кевича, 10, под строительство львовского отделения одного из отечественных банков. В конкурсе проектов победила работа Базюка, Огоновского и тогдашнего главного архитектора Льво­ва Швеца. Открытие в 2005 году этого сооружения вызвало негодование представителей ЮНЕСКО и общественности: здание абсолютно не вписывается в существующий архитектурный ансамбль. Новопостроенный образец современной архитектуры прозвали в народе «унитазом».

Но это уже след современного поколения в истории, и не архитекторов, а политиков, позволивших это строительство. Именно их безответственность вызвала первый, но не последний скандал с ЮНЕСКО.

Только лишь построили банк на пл. Мицкевича, как начали строительство отеля напротив Оперного театра на проспекте Свободы. Из-за высоты сооружения возникли споры с властью Львова. Строительство было заморожено, однако после открытия оказалось, что здание все же на несколько этажей выше всех его окружающих. И снова негодование ЮНЕСКО, ведь образ улицы испорчен.

Как комментирует конфликт с ЮНЕСКО из-за строительства в историко-архитектурной среде Андрей Салюк, «доминантой должен оставаться памятник, подчиненный историческому простору. Конфликт с ЮНЕСКО возник из-за таких зданий, как Укрсоцбанк, из-за отеля «Опера», превышающего определенную высоту».

Ответственность

В Украине вроде бы существует законодательство об охране культурного наследия, и есть структуры, которые должны отвечать за соблюдение действующего законодательства, — управление охраны городской среды, управление охраны культурного наследия, Государственная служба по вопросам национального культурного наследия. Но появление несоответствующих сооружений в центре Львова свидетельствует о том, что подобные схемы здесь не работают. Более того, львовская власть проигнорировала и правила ЮНЕСКО.

Как бы там ни было, но подобные решения о застройке большими современными архитектурными комплексами — в компетенции конкретной политической власти. Именно от сознания городских чиновников зависит то, каким будет наш город завтра.

Площадь Рынок

(просмотреть на карте)

Ценность

Одно из самых привлекательных мест Львова — площадь Рынок — представляет многочисленным туристам и гостям города лучшие образцы архитектуры. Здание Ратуши в центре площади, фонтаны, старые каменные строения разных архитектурных традиций Восточной Европы, Италии и Германии создают изысканный исторический ансамбль. Площадь Рынок — это также любимое место львовской молодежи, зона отдыха и развлечений. На протяжении всего года здесь проводятся музыкальные фестивали, театрализованные действа, ярмарки и т.д.

Угрозы

На площади Рынок за несколько последних лет отреставрировано много старых домов. К сожалению, не все работы можно назвать реставрацией.

Андрей Салюк комментирует: «На самом деле это аранжация на тему реставрации, когда аутентичные декоративные элементы снимаются, грубо сбивается штукатурка, хотя это тоже оригинальная аутентичная субстанция, и ее тоже надо сохранять. Это касается метода очистки камня, когда его чистят «пескоструйкой», он становится белым, и его начинают рисовать. Это нехорошее решение. Также есть проблема, когда решают колористику фасада не на основе его исследования, а просто сидят себе дяди в кабинете, держат образцы цветов и выбирают тот, который им нравится. А надо у объекта спрашивать, он ответит на все вопросы. Делается исследование, анализ цвета окрашивания, и на основе этого анализа принимается решение. Но не только относительно цвета, но и методики окрашивания. Потому что так, как красили в XVI или XVII веке, — это одна методика, а так, как красят в ХХ веке, — совсем другая. Сегодня можно подобрать любую гамму, но часто это очень яркие цвета. Они не имеют натуральных аналогов, потому этот дом перестает быть натуральным. В отличие от старых, сегодняшние краски дают ровное покрытие цветом. И это нормально, если это современный дом, но ненормально, когда речь идет о старинном доме и к нему применяют современные технологии. Тогда дом-памятник перестает существовать в пространстве исторического города памятниковым элементом. Такие элементы портят картину. Если так перекрасим все памятники, это будет Дисней­ленд. И мы потеряем Львов. Если посмотреть на фотографии Венеции, можно заметить идеально отреставрированные памятники. На домах немного штукатурка отлетела, цвет облезлый, но все это имеет право выглядеть старинным. И этот дух старины, дух правдивости привлекает тысячи туристов».

Архитектор и реставратор Олег Рыбчинский также говорит о необходимости первоочередной архитектурной реставрации площади Рынок: «Наглядно мы этого не видим, но проблемы есть. Стоит дом, и можно придерживаться принципа: глаза не видят — сердце не болит, но угрозы есть. Каменные строения практически никто не реставрирует. Мало того, точку в реставрации поставить невозможно. Если ремонт сделали, потом нужно все время этот объект мониторить, исследовать, что происходит со стенами, крышами, течет ли вода, а если течет, то куда. Должна быть исследовательская программа, которая определила бы все проблемы, могущие в будущем обернуться катастрофой для домов. Ведь если мы посмотрим на Рынок, дома посреди города, то поймем — это сформированный организм: они уже просели, и стоят друг к другу так, что если один начнет падать, остальные тоже упадут».

Кроме некачественных реставрационных работ, очень часто попадаются и некачественные материалы. Для примера вспомним восстановительные работы над черным каменным зданием. Стены покрыли специальным раствором, а сегодня из-за него камень начал осыпаться.

Еще одна угроза для каменных домов — бетонная подушка под брусчаткой, не пропускающая влаги. В этом большая опасность для археологического слоя. Напомним, что несколько лет назад в ходе раскопок здесь были найдены фрагменты города XIV века — целый археологический слой для исследований.

Другая угроза — по площади Рынок до сих пор ездят трамваи. Это серьезно влияет на грунты под домами, что в свою очередь может привести к нежелательным результатам. О закрытии трамвайной линии, к сожалению, только разговоры, а сделать этого никто не решается.

Есть ряд и других угроз, в частности старые аварийные водосети. Из-за подмывания почвы повреждаются фундаменты домов, которые могут рассыпаться.

Некомпетентные коммунальные службы также неоднократно вносили свой «вклад» в разрушение Львова.

«Во Львове были такие случаи, когда работники жэков топорами сбивали лепнину, декоративные элементы, поскольку, по их мнению, они могли обвалиться на голову. Действительно, декор был в плохом состоянии, но неизвестно, в аварийном ли. Это то же самое, если бы человек пришел к врачу и сказал, что болит рука, а тот сразу и отрезал бы ее», — говорит Андрей Салюк.

Часто коммунальщики цементным раствором пытаются ремонтировать старые дома. Но под слоем цемента камень разрушается. Ответственности за подобные случаи никто не несет. А происходят они довольно часто.

Улица И.Федорова

(просмотреть на карте)

Строительство отеля на ул. Федорова

 

Ценность

Улица Ивана Федорова расположена в исторической зоне Львова, которая принадлежит Всемирному наследию ЮНЕСКО. Это бывший центр города. Улица Федорова начинается от улицы Армянской и тянется к Старо­еврейской. Она не относится к известнейшим туристическим объек­там, однако ценна для историков города. Этот участок — находка для археологов. В ходе раскопок 2007—2009 годов здесь были найдены деревянные сооружения XIV—XV вв., в частности два водозаборника и два колодца, предметы быта, другие вещи. Все это — остатки старого деревянного Львова, о котором мы знаем очень мало.

С другой стороны, каменные дома на улице Федорова — важные памятники архитектуры преимущественно XVI—XIX вв. И, к сожалению, на этом участке были утеряны несколько исторических объектов, которые являются важной частью историко-архитектурного ансамбля города.

Угрозы

Все же одной из самых серьез­ных угроз для архитектурных памятников, и не только Львова, является бизнес-интерес. В случае получения разрешения на строительство офисов, отелей или других учреждений в центре города, инвесторам намного выгоднее разрушить старый памятник, чем восстановить. Если же это пустой участок, то стараются использовать его максимально: строят подземные паркинги, что крайне опасно в исторических районах города, как это случилось с улицей Федорова.

Несколько лет назад на очередном заседании было решено построить здесь, на месте еврейского квартала (Федорова №20—30), большой отель к Евро-2012.

Накануне строительства провели несколько археологических раскопок, в ходе которых нашли большое количество разных сооружений, предметов, деревянных фундаментов времен деревянного Львова XIII—XV веков, задолго до каменных сооружений и стен. Это уникальная находка для историков города. Однако инвес­торы, спеша начать строительст­во, прекратили финансирование археологических раскопок. Него­дованию общественности и СМИ не было предела, когда однажды на территорию раскопок приехал трактор, чтобы все засыпать.

Неоднократные акции про­тес­та проходили и из-за нарушения действующего законодательства при принятии решения на разрешение арендовать эту землю. Городские чиновники проигнорировали (не впервые) и мнение ЮНЕСКО, и украинское законодательство. Большинство работ проводилось без специальных разрешений.

Бой шел и за дом №28 — бывший дом Жолкевских (XVI—XVIII вв.), памятник архитектуры. В набат ударили местные жур­налисты, когда бригада строи­телей начала разбирать стену здания. Сегодня от него осталась под­вальная часть и три стены на высоту двух этажей. И хотя большая часть памятника разрушена, историки и эксперты из охраны культурного наследия считают, что дом все же нужно восстановить.

«Здесь есть проблема, связанная с еврейским культурным наследием, бесценным для еврейской общины. Если мы говорим о культурном наследии, то надо считаться со всеми общинами. То, что мы получили в наследство, — это что-то невероятное, связанное с идентичностью. Поэтому инвестор должен захотеть уладить эти дела и сохранить хотя бы археологические находки. Как правило, в Западной Европе для сохранности памятников, имеющих важное культурное значение, используют интересную методику в отношении фундаментов: сверху может стоять какое-то другое сооружение, а первоначальные фундаменты становятся элементом интерьера, создается экспозиция, которая приносит дополнительные рекламные дивиденды владельцам. Можно создать лапидариум, музей каменной резьбы. Такой есть только в Крыму, но там это связано с греческой культурой. Потому во Львове крайне необходимо это сделать. На Федорова нашли фундамент каменного здания, колодец. В Кракове смогли подобные находки отреставрировать — теперь там Музей подземный в Кракове, под Рыночной площадью», — комментирует ситуацию кандидат архитектуры, реставратор, художник Олег Рыбчинский.

Конфликт до сих пор не исчерпан, организации по охране памятников требуют соответствующих решений, разрешений, гидрогеологических исследований, чтобы избежать негативных последствий для этой исторической части города.

Краковская — Армянская

(просмотреть на карте)

Угол Краковской и Армянской. Потенциальное место строительства отеля

Ценность

Обе улицы расположены в самом сердце города и обозначены в маршруте любой экскурсии. Красивые старые каменные дома, Армянский собор, Армянский дворик, многочисленные галереи — все это наполнено особой аурой и привлекает тысячи посетителей.

Угрозы

Несколько лет назад был проведен конкурс на строительст­во отеля на углу улиц Краковской и Армянской. Победил проект австрийского архитектора Губер­та Германа. Это решение вызвало негодование архитекторов, историков, общественных организаций и жителей Львова. Здание абсолютно не вписывается в архитектурный контекст улиц Краковской и Армянской.

Среди старых каменных домов должно было появиться монументальное сооружение с кривыми линиями фасада, без какого-либо декора и маленькими окнами. По словам экспертов, подобным зданиям там не место. Львовяне сразу прозвали его «бункером», а автора проекта «бункермамой».

«Нельзя строить такие «бункеры», как на углу Краковской и Армянской. Очень метко один из архитекторов назвал это монументальным эгоизмом. Домини­ровать в этом месте должны Армянская церковь, ансамбль улицы Краковской с замечательными памятниками», — отмечает Андрей Салюк.

Проект Губерта поддержали члены жюри, в том числе и главный архитектор Львова Юрий Криворучко и многие другие архитекторы, однако против выступили прежде всего жители Льво­ва и общественные организации. У городского совета был проведен ряд акций под названием «Спа­сем исторический центр Львова». И дело не только в несоответствующем виде проекта, но и в нарушении закона. Пос­лед­нее не удивляет, о лоббировании городскими чиновниками интересов инвесторов всем известно. Вот и в этой истории без нарушений законодательства не обошлось — нелегитимный конкурс, несоблюдение требований ЮНЕСКО, отсутст­вие археологических исследований, игнориро­вание общественного мнения и т.д.

К счастью, эта история имела положительное развитие. После многочисленных протестов общественности президент компании «Стройинвест», которая получила разрешение на проектирование и строительство, отказался от проекта Губерта Гер­ма­на. Сегодня работают над новым, который бы соответствовал общей картине.

Ответственные

Ответственными за свой город должны быть его жители. И львовяне доказали, что заботятся о Львове. Что касается людей, которые должны ответить за создание подобных конфликтов, тоже все понятно — это государст­венные органы. Они обязаны заниматься сохранением культурного наследия и конт­ролировать соответствующие мероприятия. Это, в частности, администрация города, главный архитектор города, департамент градостроительства. Именно они выступили в поддержку этого проекта и, соответственно, инвесторов.

Как такое предотвратить, как все же сохранить историко-культурные памятники в надлежащем состоянии? Ответ очевиден и прост: любить свой город, не вредить ему, иметь на то желание и вдохновенно работать. Однако самые простые истины почему-то труднее всего понять людям, от которых зависит политика охраны и сохранения культурных памятников.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно