Президентский законопроект №3524 об изменениях в Конституцию в части правосудия, который уже в следующий пленарный четверг, 2 июня, Верховная Рада может принять, без установления достаточных предохранителей на уровне закона, хотя и временно, но легитимирует влияние президента на суды.
Об этом говорится в статье главного эксперта по судебной реформе РПР Михаила Жернакова для ZN.UA.
По его мнению, в том, что для полноценной реформы судоустройства необходимы изменения в Конституцию, практически никто не сомневается. Но насколько изменится ситуация в судебной системе благодаря принятию именно президентского законопроекта №3524 изменений в Конституцию в части правосудия, зависит от ряда факторов.
То, как будет описан на уровне закона и практически осуществлен отбор новых судей, и насколько будет минимизировано вмешательство политических органов в этот процесс, непосредственно скажется на независимости будущих судей и, соответственно, успехе реформы, считает автор.
"Положения, содержащиеся в представленном 27 мая на заседании Рады по вопросам судебной реформы новом законопроекте, который 2 июня может быть вынесен в зал на голосование, - такие, как, например: вернуть назначение председателей судов в Высший совет юстиции (по-новому окрещенный в Высший совет правосудия), на который президент имеет неоспоримое влияние, оставить ли за главой государства право подписывать и выдавать удостоверения судьям и председателям судов лично или через "доверенное лицо", - этому точно не будут способствовать. Ведь все это делается в лучших традициях предыдущей власти - через аналогичные механизмы влияли на суды архитекторы судебного режима Януковича Кивалов и Портнов", - говорится в статье.
По мнению автора статьи, президент не может не показать хотя бы каких-то существенных изменений в судах.
"Гарант Конституции фактически с первых дней на должности принял на себя всю ответственность за введение судебной реформы в Украине, сосредоточив все центры разработки судебной реформы в своей администрации. И президент, и остальные "политические элиты" слишком глубоко погрузились в дискурс "судебная реформа - реформа №1". В этой ситуации очень опасно не показать никакого результата, особенно учитывая отсутствие больших успехов на других фронтах", - говорится в статье.
Жернаков считает, что президент Порошенко теоретически не против избавиться от судей Януковича, а действующая Конституция весьма ограничивает эти возможности.
"Поэтому, в связи с возможным результативным голосованием за эти изменения, возникает еще одна важная задача - не допустить, чтобы была назначена очередная "плеяда" лояльных к политической власти судей, а мы через несколько лет выдумывали способ избавиться от "судей Порошенко", - говорится в статье.
Ранее председатель Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что парламент проголосует за внесение изменений в Конституцию в части правосудия в середине июля. "15 июля - это крайний срок, до которого мы должны сделать все возможное, чтобы эту реформу завершить", – отметил политик.
2 февраля Верховная Рада 244 голосами приняла за основу президентский законопроект об изменениях в Конституцию в части правосудия. С критикой законопроекта уже выступили фракции "Самопомочи", "Народного фронта", "Оппозиционного блока" и "Радикальной партии".
Накануне Конституционный суд признал соответствующим нормам статей 157 и 158 Основного закона доработанный президентский проект закона о внесении изменений в Конституцию в части правосудия.
Подробнее о судебной реформе в Украине читатйе в статье Михаила Жернакова "За занавесом судебной реформы" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".